Новости
21.02.2022

Проект «Москва глазами инженера»

Сегодня, 21 февраля, отмечается Всемирный день экскурсовода. По такому случаю мы решили пообщаться с создателем проекта «Москва глазами инженера» Айратом Багаутдиновым, тем более что недавно его компания стала членом РСТ. Айрат считает своей миссией культурное развитие локального сообщества, но его работа в туризме давно вышла за эти рамки. В интервью RATA-news он рассказал о самых популярных зданиях в столице и как в них попасть, где научат быть гидом и чем занимались экскурсоводы в пандемию.

Айрат, вы недавно вступили в РСТ. Какие ожидания от нового статуса?

– С коллегами из РСТ так или иначе мы взаимодействуем давно. С почетным президентом союза Сергеем Шпилько общаемся еще с тех пор, когда он занимал должность председателя комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы. Поэтому мой шаг был логичным. По мере профессионального роста начинаешь все больше ощущать необходимость интеграции. В последние два года приходилось активно заниматься общественной работой, взаимодействовать с законодательной и исполнительной ветвями власти в связи с подготовкой законопроекта об обязательной аттестации экскурсоводов, а теперь уже и в связи с новой редакцией закона о туризме. С помощью инструментов, которыми располагает РСТ, можно будет попробовать продвинуть свои идеи, быть услышанным.

Каково в целом ваше отношение к механизму аттестации гидов?

– Аттестация уже неизбежна, но есть ряд моментов, которые мы отстаивали в Союзе экскурсоводов, созданном в июне 2020 года. Что-то удалось смягчить в текущей редакции закона, что-то нет. К примеру, мне, как и большинству коллег, представляется нецелесообразным региональный характер аттестации, создающий искусственные барьеры внутри страны. Совершенно бессмысленной кажется аттестация каждые пять лет – разве куда-то исчезнут однажды полученные знания? Избыточно, на наш взгляд, и требование о наличии российского гражданства. Мы стоим за консолидацию, а не за исключение. Есть замечательные русские экскурсоводы, которые являются гражданами Казахстана или Белоруссии.

Закон вступает в силу 1 июля 2022 года. При этом сама аттестация становится обязательной с 1 июля 2023 года. Даже положение о порядке ее проведения, которое мы еще летом обсуждали на рабочей группе при Ростуризме, не опубликовано. Возможно, это связано с выходом нового законопроекта о туризме. Аттестационный совет при департаменте туризма тоже не создан. В общем, пока мы в подвешенном состоянии.

Почему был создан Союз экскурсоводов, ведь аналогичные объединения уже есть в России?

– У нас сложилось свое сообщество городских экскурсоводов. Это те люди, которые работают с горожанами, например, в проектах «Москва глазами инженера», «Москва, которой нет», «МоскваХод», «Шагаю по Москве» и т.д. Их довольно много по всей России. Люди приходят к определенной теме через свое увлечение, хобби, которому посвятили много лет. Я, к примеру, специализируюсь на истории инженерии, мой коллега Юра Егоров знает все об истории железных дорог. Когда таким людям говорят, что они должны аттестоваться по общей программе, это вызывает негативную реакцию. И вот этих экскурсоводов мы объединили в рамках своего союза, который включает более 300 членов и охватывает более половины регионов страны.

А как вы сами оказались в туризме?

– Учился на инженера-строителя, но постоянно искал себя в других направлениях. В числе прочего было интересно изучать историю моей родной Казани. Будучи студентом, прошел курс подготовки экскурсоводов в Казанском федеральном университете. Начал водить экскурсии, пока служил в армии. Когда к нам приезжали генералы из дивизии, то меня часто отправляли показать им город.

В Москве мы познакомились с моим будущим партнером и хорошим другом Никитой Богдановым и начали туристический стартап Mosсow Free Tour. Этот формат предполагает, что экскурсия проводится бесплатно, но можно оставить добровольное вознаграждение. Дальше в течение дня расписаны уже платные экскурсии.

Я продолжал искать новые темы. Мне важно общаться с горожанами, культурное развитие локального сообщества – моя главная жизненная миссия. Так или иначе, нащупал тему истории инженерии, поскольку в архитектуре разбираюсь, знаю, как работают конструкции, материалы и технологии. Стал делать экскурсии про историю инженерного искусства и архитектуры. В 2014 году появился проект «Москва глазами инженера». Мы запустили экскурсии в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. С 2019 года начали работать как туроператор, организуем туры как по России, так и за рубеж. Кроме того, с 2015 года работает наш образовательный центр «Школа гида глазами инженера».

Как вы продвигаете свой продукт?

– Мы остались в своем клубном формате. Продукт довольно специфический, цена получается высокой, поскольку приходится использовать нестандартные решения. Продвигаемся через сайт, социальные сети, работает пиар и сарафанное радио.

Можно ли с вами попасть внутрь каких-то «недоступных» зданий в Москве?

– Конечно. В проекте «Москва глазами инженера» мы как раз на этом специализируемся. Как просветитель в сфере архитектуры я стремлюсь, чтобы город становился более прозрачным для жителей. У нас есть экскурсии по сталинским высоткам: на Красных воротах, на Баррикадной, в гостиницу «Украина». В 2016 году водили экскурсантов в МГУ, но теперь, к сожалению, это затруднительно из-за пандемии. Наш главный хит, самая популярная экскурсии – дом Наркомфина на Новинском бульваре.

Это памятник архитектуры советского авангарда, который последние 20 лет в тренде, о нем много говорят, выпускают книги. Поэтому публика очень хорошо отзывается на любые экскурсии, связанные с этим направлением. Были периоды, когда мы приводили туда до полутора тысяч человек в месяц, что для здания, не являющегося музеем, большой показатель.

С 2016 года сотрудничаем с РЖД. Возим туристов на Киевский вокзал, поднимаемся на часовую башню. В прошлом году получили доступ на башню Казанского вокзала. Водим группы в исторические здания «Красного Октября» на Стрелке Болотного острова, поднимаемся на крышу. На нашем сайте можно найти порядка 50 разных экскурсий.

Как москвичи реагируют на то, как вы открываете им город?

– Обычно люди пишут, что раньше не обращали внимания на многие детали, а теперь пристально рассматривают здания, рассказывают друзьям, к какому стилю что относится. Я в общем-то и стремлюсь к тому, чтобы научить людей читать язык архитектуры, чтобы город перестал быть для них промокашкой между домом и работой. Он должен превратиться в картинную галерею! Люди начинают понимать значение исторической среды, хотят, чтобы она подольше сохранялась для детей и внуков.

Бывает, что на экскурсии приходят люди, судьба которых как-то связана со зданием. К примеру, в упомянутое здание Наркомфина приходили члены семьи врача и партийного деятеля, известного наркома здравоохранения Николая Семашко. Они рассказывали, как жили в этом доме, вспоминали, как на лестничной клетке располагалась общая душевая, здесь же была и коммунальная кухня с плитами.

О каком архитектурном стиле вам больше всего нравится рассказывать?

– Мы рассказываем в основном про XX век, от модерна и авангарда до модернизма и современной архитектуры. Больше всего экскурсий у нас про модерн, авангард и сталинский период. Говорим и про архитектуру хрущевско-брежневской эпохи, есть автобусная экскурсия на эту тему. Для меня важно, чтобы люди не воспринимали такие здания как унылые коробки, ведь это на самом деле мощное архитектурное направление. До пандемии мы водили экскурсии во Дворец пионеров или дом Совета экономической взаимопомощи на Новом Арбате. Хочется ломать стереотипы и создавать новые тренды.

Когда ты плотно занимаешься какой-то темой, то любимых зданий и архитекторов десятки и сотни. Помимо прочего я пишу книги – последняя называется «Москва глазами инженера. Архитектурный путеводитель». В содержании перечислены все мои любимые здания. Из эпохи авангарда выделю дом Наркомфина, из модерна – особняк предпринимателя Степана Рябушинского по проекту Федора Шехтеля, из сталинской эпохи – библиотеку имени Ленина. Туда мы тоже водим экскурсии. Этот объект хорошо иллюстрирует сталинский ар-деко и неоклассику.

Из модернистских зданий очень люблю Дворец пионеров. Там прекрасная мозаика и другие панно, много ярких архитектурных находок. Из современных зданий обычно называю дом «Патриарх» напротив Патриарших прудов. Многие москвичи его не любят, а мне кажется, в нем есть метафоры и образы. Именно об этом здании у меня в книжке самая большая статья.

Расскажите о ваших образовательных проектах.

– Спустя год после старта проекта «Москва глазами инженера» мы запустили «Школу гида глазами инженера». Недавно начал обучение уже 12-й поток, набрали 120 человек. Планируем готовить два таких потока в год.

Очень важно, чтобы люди осваивали не просто общую методику, но и учились секретам конкретных мастеров. Поэтому у нас в школе восемь мастерских, которые ведут известные гиды: Денис Ромодин из Музея Москвы, автор проекта «Шагаю по Москве» Денис Дроздов и многие другие. Моя мастерская тоже есть.

Как туроператор за последний год мы разработали 12 программ именно по России: Пущино, Тульская область, Калужская и Калининградская области, Санкт-Петербург, Кавминводы, Выборг, Сортавала и др. Мы создаем пакетные предложения, но не включаем перелет. Одну-две экскурсии на месте проводим самостоятельно, плотно взаимодействуем с местными гидами, поскольку нам важно, чтобы создавался общий архитектурный контекст.

Архитектурная тема требует нестандартных подходов. Например, тур в Калугу – один из моих самых любимых, поскольку мы первые в истории города провели экскурсию по модернистской архитектуре. В качестве гида выступил главный архитектор Калуги Алексей Комов. Когда мы приезжаем в Никола-Ленивец, большую часть экскурсии провожу я или моя коллега Ксения Григорьева, а другую часть – создатель этого арт-парка художник Николай Полисский.

В ближайших планах – мартовский тур в Дагестан, майский – в Грузию, в июне на очереди Урал, потому что именно там концентрируется множество интересных объектов тяжелой промышленности.

Еще одно важное для нас направление – научный туризм. Он дает возможность, с одной стороны, познакомиться с яркими произведениями архитектуры, как правило, модернизма, а с другой – демонстрирует, что представляет собой современная российская наука. К примеру, мы делаем тур в Пущино, где экскурсии проводят молодые ученые. Общение с ними переворачивает представление о современной науке в России. Мы делали туры в наукоград Троицк, разрабатываем маршрут в Протвино. Думаю, в Москве тоже будут программы этой тематики.

Источник: RATA-news
Новости

Поделиться в соц. сетях