Дефицит кадров в гостиничной отрасли достигает 30%
В гостинично-туристической сфере в России занято около 1,5 млн человек, дефицит кадров достигает 30%. Одна из главных проблем – низкие зарплаты линейного персонала. При этом отельеры много тратят на подбор, обучение, адаптацию и соцпакеты для сотрудников. И, как показал пример Анапы, готовы нести дополнительные издержки ради сохранения ценных специалистов, рассказала вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) и сопредседатель национального экспертного совета по подготовке кадров гостиничной и туристической отрасли при Минэкономразвития РФ Анна Кувайцева.
«В туристической отрасли трудятся сегодня порядка полутора миллионов человек. До 2030 года дополнительно будет задействовано еще около 300 тысяч человек. Процент текучести составляет порядка 70%, это стандартный показатель для гостинично-туристической отрасли во всем мире. Цифра не фиксированная, она меняется, но ее необходимо компенсировать поиском, наймом, адаптацией и образовательными программами, чтобы уровень сервиса в отелях был высоким», – сказала она на пресс-конференции РСТ, посвященной итогам 2025 года.
Кувайцева отметила также, что низкие средние зарплаты в гостинично-туристической отрасли связаны с высокой долей линейного персонала - порядка 70%.
«При этом могу совершенно точно сказать, что карьерные треки в гостиничной и туристической отрасли самые быстрые. Какую бы должность в этой сфере человек для себя не выбрал, он сможет в короткие сроки подниматься по позициям. И этим планомерно занимается бизнес – растит, обучает, вкладывается в кадры. Затраты на персонал (labor cost) в гостиничной отрасли очень высокие», - пояснила она.
Вице-президент РСТ назвала гостиничную отрасль одной из самых теплых индустрий по отношению к людям: «Есть такая закономерность: счастлив сотрудник – счастлив гость, счастлив гость – счастлив владелец. Это золотое правило гостеприимства и туризма обеспечивает ту душевную корпоративную культуру, которая привлекает людей в нашу отрасль».
Кувайцева отметила любопытный тренд, сформировавшийся в последние годы: если в 1990-2000-е годы выпускники школ часто шли учиться на экономистов или юристов, то сейчас многие из них с удовольствием перепрофилируются в гостиничные работники.
«Да, они начинают с линейных должностей, но, как я уже говорила, карьерный трек приводит к тому, что уже через 3-6 месяцев линейный персонал переходит на супервайзеров и выше. И если до генерального менеджера в гостиничной сфере в мире в среднем дорастают за 10-15 лет, в России уже никого не удивляет, когда 30-летние занимают должность генерального менеджера отеля», – сообщила она.
По словам Анны Кувайцевой, хотя уровень заработной платы, особенно по линейным сотрудникам, пока находится не на самом высоком уровне, отель часто вкладывается в их обучение, предоставляет проживание, питание, трансфер.
«Средний дефицит кадров в этом году по отрасли составил порядка 30%. Связано это еще и с активным развитием ресторанной и гостиничной сфер. Одни из самых дефицитных специалистов – повара, которые нужны везде и которых колледжи просто физически не успевают массово готовить. Поэтому часть подготовки работодатели берут на себя», - сказала эксперт.
По ее словам, пример Анапы, где в этом году из-за закрытия пляжей снизилась загрузка, показал, что отельеры очень дорожат своим персоналом: «В отсутствие прибыли отели несут высокие издержки на персонал, но стараются все же не терять ключевых сотрудников, чтобы иметь возможность выпустить к следующему сезону уже обученный состав. Это такой большой социально ответственный вклад бизнеса, развивающего гостиничную сферу».
Она подчеркнула, что уровень сервиса в сфере туризма гостеприимства в России уже высокий и может конкурировать на мировом уровне, но поддержка государства отрасли очень нужна.
«С учетом развития отрасли и масштабирования системы образования помощь государства операторам и отельерам, особенно не брендинговым и не сетевым, безусловно, необходима. Хорошо, что есть внимание со стороны Минэкономразвития, Минобразования и Минпросвещения, которые также вносят свой вклад в развитие отрасли и подготовку персонала», – подытожила Анна Кувайцева.