Дело VALO может создать опасный прецедент для всей гостиничной индустрии
Требование, предъявленное Генпрокуратурой РФ создателям сети отелей VALO в Санкт-Петербурге, ставит под вопрос модель управления объектом с большим числом собственников. Появившиеся риски могут повлиять на инвестиционное поведение частного капитала и снизить его интерес к проектам создания отелей с долевой собственностью, развивать которые сейчас хочет бизнес и проработка нормативного регулирования которых сейчас идет на уровнях ответственных министерств в качестве дополнительной альтернативы льготному кредитованию, считает глава Экспертного совета РСТ Николай Литаренко.
18 февраля в Москве начнется судебное разбирательство в отношении группы компаний «Сирена». Генпрокуратура обвинила владельцев в получении незаконной прибыли от работы этой группы и последующей легализации средств. Причём, как утверждает Генпрокуратура, именно эти деньги выступили затем в качестве инвестиций в крупнейший гостиничный проект в Санкт-Петербурге – сеть VALO, которая включает в себя семь отелей общей площадью 185,5тыс. кв. метров и номерным фондом около 3,5 тыс. единиц.
По заявлению ведомства, для сокрытия происхождения средств имущественный комплекс был оформлен на ряд юридических лиц — «ВАЛО Инвест», «ВАЛО Сервис», «ВАЛО Хоспиталити», «Вест Бридж Отель», «Отель Инвест», «Галс», «Раст», а также на иностранные структуры, зарегистрированные в ОАЭ и Швейцарии. Соответственно компания VALO, будучи создана за счет средств от деятельности, связанной с ГК «Сирена», подлежит взысканию доход государства.
Однако, как заявил генеральный директор VALO Hospitality Константин Сторожев в своем обращении к отрасли, комплекс строился по схеме долевого участия. «Утверждение о строительстве на незаконные доходы противоречит факт устроительства здания за счет средств многочисленных дольщиков в рамках федерального закона №214, а также целевого банковского финансирования. При этом «ВАЛО Сервис» как гостиничный оператор семи отелей в Санкт-Петербурге сам не является собственником какого-либо имущества – все номера и иные элементы комплекса находятся в собственности более чем 2,5 тыс. физических и юридических лиц», - заметил он.
Как пояснили Российскому союзу туриндустрии (РСТ) в компании VALO, деятельность оператора сети отелей не остановлена. Нет никаких изменений и в плане не остановлена, все работает в обычном режиме. Однако правовая неопределённость вокруг крупного гостиничного оператора не может не создавать проблемы, полагает Николай Литаренко: «Даже если права добросовестных собственников не будут затронуты, сам факт признания объекта предметом антикоррупционного спора создает регуляторную неопределённость. Для формата сервисных апартаментов, основанного на централизованном управлении и доверии к стабильности оператора, такой сигнал может оказаться критичным».
По словам Литаренко, в случае перехода имущественного комплекса в собственность государства оператор неизбежно столкнётся с необходимостью полной трансформации модели работы. Государственная структура не сможет действовать в прежнем рыночном формате, предполагающем гибкость тарифов, оперативные закупки, маркетинговые инструменты партнерские программы. В таком случае ей инструменты деятельность в соответствии с требованиями законодательства о закупках, в том числе федерального закона№223-ФЗ, а значит — работать по иным процедурам и срокам. Это фактически переводит объект на другую управленческую модель, менее совместимую с текущей логикой централизованного гостиничного управления, где важны скорость решений и реакция на спрос.
Он также отметил, что параллельно с действующим механизмом льготного кредитования строительства гостиниц Минэкономразвития рассматривает сейчас альтернативный с привлечением частных инвестиций. И если деятельность управляющей компании будет парализована, она не сможет выполнить свои обязательства перед туристами и перед дольщиками по доходности, это даст сигнал, что такие вложения рискованны.
«Это может окончательно отпугнуть инвесторов от участия в строительстве гостиниц, что негативно отразится на гостиничной отрасли в целом, учитывая рост налоговой нагрузки и снижение рентабельности бизнеса», - сказал Николай Литаренко.