Калмыкия в этом году стала самым быстрорастущим по турпотоку регионом

Калмыкия в этом году стала самым быстрорастущим по турпотоку регионом

Регионами с самым быстрорастущим потоком туристов в этом году стали Калмыкия, Крым и Амурская область. Путешествия по России предлагают 92% туроператоров, входящих в Российский союз туриндустрии (РСТ), и в 2025 году они создали 800 новых турпродуктов. Такие данные привел вице-президент РСТ Вадим Мамонтов на XXI съезде крупнейшего в России отраслевого объединения.

«Внутренний турпоток за 9 месяцев вырос на 6,8% к аналогичному периоду прошлого года. Вклад в ВВП составляет 2,5%, а объемы за последние пять лет выросли более чем вдвое: с 47,4 млн поездок в 2020 до 96,3 млн – в 2025 году. Такие цифры мы ожидаем по итогам года. Топ-10 регионов по внутреннему потоку предсказуемо возглавляют Москва и Краснодарский край с долей почти по 19% каждый. На третьем месте Санкт-Петербург с долей 14%. За ним идет Крым с 3,4%, но он явно не собирается этим довольствоваться, поскольку находится на втором месте по темпам роста. У Московской области 3,3%, чуть меньше у Татарстана - 3%. Далее Ставропольский край - 2,3%, Свердловская область - 2%, Калининградская и Нижегородская области - 1,8% и 1,5% соответственно», - рассказал он.

Среди самых быстрорастущих регионов Мамонтов назвал Калмыкию: «Плюс 36% за этот год. Недавно республика принимала Международный буддийский форум - уверен, событие станет мощным драйвером усиления привлекательности территории не только для внутреннего, но и для въездного туризма».

На втором месте по темпам роста Крым (+31%), далее Амурская область (+30,5%), Мордовия (+29,6%), Забайкальский край (+28,4%), Камчатский край (+28%), Бурятия (+17,2%), Оренбургская (15,8%), Ярославская (+15,6%) и Тамбовская (+14,2%) области.

По словам Мамонтова, 92% туроператоров-членов РСТ занимаются внутренним туризмом, в этом году ими были созданы свыше 800 новых турпродуктов, в том числе сплавы по рекам, айс-флоатинг, дальневосточные экспедиционные круизы, купание с китами, восхождения на вершины, гастротуры и другие. Растет число автомобильных турпоездок: к концу этого года число региональных и межрегиональных туристических автомаршрутов выросло на 35% - с 480 до 650.

«Появляются новые территориальные бренды, к примеру, Командорские острова на Камчатке, остров Врангеля на Чукотке, развиваются круизы в дальневосточных регионах. На той же Чукотке при поддержке РСТ создан центр гастрономического наследия коренных малочисленных народов мира. Вперед постепенно выходят Забайкалье, Хабаровский край, Бурятия, которые совместными усилиями компаний из РСТ в значительной степени увеличили турпоток за этот год», - пояснил Вадим Мамонтов.

Он также отметил развитие детского туризма. Сейчас 300 компаний-членов РСТ заняты, в том числе, организацией отдыха и путешествий для детей. В 2019 году в РСТ была создана система добровольной классификации туроператоров, занимающихся детским туризмом.

«Члены РСТ принимают участие в организации многих программ для детей. Отмечу запущенный в 2024 году национальный проект «Молодежь и дети», в рамках которого была реализована всероссийская военно-патриотическая программа «Дороги Победы». В ней участвовали 19 регионов, по маршрутам проехала 31 тысяча школьников. Больший поток наблюдается по проекту «Больше, чем путешествия», ожидаемый охват к 2030 году - более 390 тысяч человек. В рамках национального проекта «Семья» по стране в этом году проехали 43 тысячи школьников. И таких программ много, в том числе, в Нижегородской и Волгоградской областях и других регионах страны», - сообщил он.

Говоря о развитии санаторно-курортного формата отдыха, Вадим Мамонтов подчеркнул, что, по данным Росстата, за первые три квартала этого года российские здравницы приняли 5,2 млн. человек – на 20% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Совокупные доходы санаториев выросли на 26%. В течение 2025 года санатории - члены РСТ приняли 435 тысяч туристов. Перед этим сегментом сейчас стоит важная задача - предупреждениедальнейшего перепрофилирования санаториев в комплексы апартаментов и квази-жилье.

«Список задач, стоящих перед внутренним туризмом, довольно большой: ограничение недобросовестной конкуренции и обеление рынка; снижение фискальной нагрузки на отрасль; расширение транспортной доступности регионов; справедливое распределение ответственности между участниками рынка. А также создание придорожной и прибрежной инфраструктуры в целях развития автомобильного и яхтенного туризма, обновление парка туристических автобусов, круизных судов и других транспортных средств, незаменимых для туризма. И, конечно же, повышение конкурентоспособности внутреннего туризма относительно выездного», - заключил Мамонтов.

logo