По итогам 2025 года ожидается рост числа пассажиров туристических поездов на 25%
Железнодорожный туризм показывает очень хорошую динамику. К концу 2025 года на туристических поездах планируется перевезти 1,35 млн человек – на 25% больше, чем в 2024. А, например, в 2022 году любителей такого рода путешествий было около 690 тыс. Такие данные на посвященной итогам 2025 года пресс-конференции Российского союза туриндустрии привел вице-президент РСТ и генеральный директор компании «РЖД Тур» Роман Бараковских.
Он отметил, что железнодорожный туризм сформировался как отдельная суботрасль, а «для того, чтобы это случилось, железнодорожники проделали за последние несколько лет огромную работу».
Железнодорожный туризм сегодня – это поездка на комфортабельном поезде с экологически чистыми туалетами и системами кондиционеров, возможностью зарядки гаджетов. Наличие вагонов-ресторанов в круизных поездах – обязательное условие, причем, меню в них аутентичное. То есть, например, в поездке по Кавказу на брендированном поезде «Жемчужина Кавказа» у туристов есть возможность попробовать кавказские блюда. Такой поезд – это не только мобильный отель, но еще и развлекательный центр с экскурсиями. В нем есть вагоны для лекций, вагоны-бары с караоке, детские и обзорные вагоны и даже вагоны-спа и вагоны с зоной ресепшн. Сформирована большая линейка предложений на любой вкус и кошелек – 112 различных маршрутов.
Турист может приобрести либо комплексный тур с билетом, экскурсионной программой и питанием, либо только билеты и потом уже в пути докупить экскурсии на выбор.
Популярность железнодорожного туризма растет, в том числе, и в связи с расширением географии путешествий. По словам Романа Бараковских, спросом пользуются новогодние путешествия в Великий Устюг – «Зимняя сказка» из Москвы и Санкт-Петербурга, «В Кострому на родину Снегурочки», «Величие севера», «Мороз экспресс» и новинка 2025 года – «Вятская сказка». Очень популярны всесезонные поездки в Карелию, в Белоруссию – «Белорусский вояж» с посещением Минска и Гродно или Бреста, маршруты по городам Золотого кольца и Серебряного ожерелья России, ежегодные поезда «Байкальская сказка», «В Сибирь», «Рица», «К виноградникам у моря», «Гастротур», «В долину лотосов», «Вдоль Оки», событийные туры «Цветущая степь» в Калмыкию, «Ко Дню Победы», «К северному сиянию» и «Вдохновение эпох».
Железнодорожный туризм может иметь разный акцент - образовательный, социальный, патриотический, развлекательный, событийный.
Такое путешествие – это еще и всесезонность. «Если на авиаперелет может повлиять погода, то поезда всегда ходят по расписанию», – сказал Бараковских.
Сегодня железнодорожные турмаршруты проходят по территории 48 субъектов России – в 2025 году добавились Чувашия и Кировская область.
«В этом году увеличена глубина продажи билетов на турпоезда до 180 суток, что позволяет туристам заблаговременно планировать свой отпуск», – напомнил Роман Бараковских.
Он добавил, что в 2025-м пятилетние юбилеи отметили турпоезда «Жемчужина Кавказа», «Зимняя сказка» и «В Карелию».
«Общая цель по туристическим поездам к 2030 году – 3 млн пассажиров. Это будет рост в 3,2 раза к 2023 году. И, учитывая рост популярности турпоездов от года к году, эти планы вполне осуществимы», - заявил Бараковских.
Очень важным моментом он назвал завершение нормативного оформления железнодорожного туризма.
«Проведена огромная работа и Российским союзом туриндустрии, и ОАО «РЖД», и Минэкономразвития, и Минтрансом, и депутатами Госдумы, и экспертами туриндустрии. В феврале этого года внесены изменения в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и в «Устав железнодорожного транспорта», сформировавшие понятийный аппарат железнодорожного туризма – «туристский поезд», «туристский железнодорожный маршрут», «туристские железнодорожные перевозки». Эти изменения вступили в силу с 1 сентября 2025 года. Также вступили в силу Методические рекомендаций по формированию туристских маршрутов. Разработаны и утверждены Правила туристских железнодорожных перевозок, которые начнут действовать с 1 марта 2026 года. Появился фундамент, на базе которого начинает формироваться субкультура железнодорожного туризма внутри каркаса внутреннего российского туризма», – отметил Роман Бараковских.
Он также добавил, что за 11 месяцев 2025 года поездки по железной дороге совершили в целом свыше 1,1 млрд человек. В том числе в период летнего оздоровительного сезона с мая по август поезда доставили к местам отдыха и обратно 10,1 млн юных пассажиров. А в новогодние праздники планируется назначение свыше 700 дополнительных рейсов на самых популярных и востребованных маршрутах.