Президент РСТ Илья Уманский предложил скорректировать ставку турналога из-за избыточного давления на бизнес

Президент РСТ Илья Уманский предложил скорректировать ставку турналога из-за избыточного давления на бизнес

Первый год действия туристического налога продемонстрировал избыточное давление на гостиничный бизнес и выявил системные недочеты, которые требуют доработки законодательства. К такому выводу пришли участники круглого стола «Туристический налог: промежуточные итоги и анализ эффективности», организованного отраслевым комитетом Госдумы РФ.

Туристический налог в России с 1 января 2025 года начали взимать в 61 субъекте. С 1 января 2026 года к ним присоединились еще девять регионов, в 2027 году добавится Мордовия. Налог не вводили в Москве, Белгородской, Брянской, Ярославской, Курганской областях, Севастополе и Крыму. Турналог пришел на смену курортному сбору, который действовал экспериментально до конца 2024 года в нескольких регионах. Его платили гости отелей, гостиниц и санаториев отдельно от оплаты проживания, а турналог платят гостиницы и другие объекты размещения. Решения о взимании и о размере туристического налога принимают непосредственно муниципалитеты. Верхняя граница ставки туристического налога  в 2025 году, согласно федерального закона не могла быть выше 1% от стоимости услуг проживания, в 2026 году предельная ставка поднимется до 2% и далее будет повышаться каждый год еще на один процент до 5% в 2029 году.

По словам председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаева, у регионов и бизнеса накопилось немало замечаний по вопросам применения турналога, поэтому задача круглого стола – обобщить и выработать предложения по его совершенствованию.

Как сообщил директор департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития РФ Георгий Груша, по итогам 9 месяцев 2025 года поступления от турналога в стране составили 5,5 млрд рублей, что превысило прогноз Федеральной налоговой службы (ФНС), предполагавшей сбор около 5 млрд рублей. При этом основная доля поступлений идет от четырех субъектов: 63% от общей суммы – это Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ставропольский и Алтайский края.

«Если говорить о воздействии на бизнес, то турналог особенно чувствителен для бюджетных средств размещения. Так, средний чек на проживание в средствах размещения разных категорий в России в 2025 году составил около 3,3 тыс. рублей.  Если сегодня минимальный налог 100 рублей, то простая математика показывает, что уже в прошлом году в среднем турналог ниже 3% не был. Это, в первую очередь, бьет по низкобюджетным отелям, хостелам, гостевым домам, которые предоставляют доступный отдых для наших граждан», - пояснил Груша.

По его словам, в целом объем инвестиций отелей в развитие номерного фонда составил в 2025 году порядка 150-160 млрд рублей, соответственно на поступления от турналога пришлось порядка 4% от этой суммы, а это деньги, которые могли быть использованы для развития бизнеса и модернизации инфраструктуры. При увеличении ставки налога до 5% эта доля вырастет до 20% от всех инвестиций в средства размещения.

«В итоге мы видим, с одной стороны, заметное давление налога на бизнес, с другой – не все средства от налога расходуются муниципалитетами именно на туризм», - подытожил Георгий Груша.

Президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский полагает, что для облегчения нагрузки на гостиничный бизнес «критически важно» сдержать рост ставки налога – оставить 2% для отелей уровня 5* и 1% - для остальных средств размещения. Одновременно надо отменить минимальную ставку в 100 рублей, потому что для бюджетных отелей, особенно хостелов, это совсем не 1%, а чаще всего – все 20%.

«Мы этот год начинаем непросто, у нас отрицательная динамика спроса на внутреннем рынке. Конечно, это можно объяснить долгими каникулами, началом года, тем не менее результаты нас беспокоят. Мы видим как растет конкуренция с выездным рынком, где присутствует рост на уровне 20% по сравнению с прошлым годом. А ведь мы фактически конкурируем за одну аудиторию – несколько десятков миллионов россиян, которые выбирают, куда поехать отдыхать. На текущий момент против внутреннего рынка работают сразу несколько факторов: крепкий рубль делающий иностранное предложение более привлекательным, высокая ключевая ставка ЦБ, которая сильно ограничивает бизнес в развитии, а также инфляция, которая продолжает  съедать доходы населения и снижает потребительскую активность. При этом официально работающие  гостиницы вынуждены конкурировать еще и с огромным рынком нелегальной краткосрочной аренды квартир, что тоже оказывает давление на экономику предприятий и снижает инвестиционную активность на рынке» - сказал Уманский.

По его словам, средняя рентабельность отеля в стране – 20%. В эти 20% от дохода отелю надо уместить все регулярно растущие расходы – растущие коммунальные платежи, растущие заработные платы, расходы на питание, ремонт номерного фонда, платежи по кредитам и еще не плохо было бы заработать.

«И на этом фоне 1% турналога – далеко не мелочь, хотя нам часто говорят, что это не существенно, гостиницам достаточно поднять цены на 1% и они компенсируют этот налог.  На самом деле 1% налога от всей стоимости реализованных услуг – это 5% от доходов отеля, а 2% налога уже съедают 10% доходов. При этом цены диктует рынок, и не всегда бизнес может себе позволить повышать их на фоне роста себестоимости. В прошлом году, несмотря на рост себестоимости, гостиничные услуги выросли всего на 5%, то есть ниже уровня инфляции и без учета того 1% турналога, который уже был в прошлом году. То есть бизнес вынужден был взять этот налог к себе на расходы в дополнение к уже существующим расходам. При этом гостиничный бизнес является одной из наиболее капиталоёмких и низкомаржинальных отраслей экономики. Срок окупаемости гостиничных проектов зачастую превышает 15–20 лет, а их экономическая устойчивость критически чувствительна даже к незначительным изменениям операционных показателей», - сказал Уманский.

Среди предложений участников круглого стола – зафиксировать целевой характер использования поступлений от налога, а также упростить саму процедуру взимания по аналогии с курортным сбором, практика применения которого, по словам генерального директора гостиничного комплекса «Жемчужина» Светланы Ермиловой, в целом оказалась более успешной. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов предложил дифференцировать ставку налога в зависимости от средств размещения и направлений: есть регионы, куда едут надолго, а в других останавливаются на день-два.

Депутат Госдумы от Татарстана Артем Прокофьев указал на сложность администрирования налога. Главное, по его словам, несовпадение налоговой и гостиничной логики: налог начисляется при полном расчете за проживание, хотя услуга фактически оказывается при выезде гостя. Это приводит к постоянным перерасчетам из‑за отмены бронирований, незаездов, переноса дат, увеличивая административную нагрузку на бизнес и налоговые органы. Плюс из-за неудобства и волокиты с документами практически не применяется система льгот при взимании турналога.

По итогам круглого стола отраслевой комитет Госдумы планирует обсудить ключевые предложения по доработке механизма турналога с Минфином и комитетом Госдумы по налоговой политике, чтобы внести необходимые изменения в законодательство.

В работе круглого стола приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти и всех субъектов, где муниципалитетами был введен туристический налог, а также представители общественных объединений, бизнеса, некоммерческих организаций.

logo