Процедуры аттестации экскурсоводов, классификации отелей и пляжей будут совершенствоваться
В Госдуму внесен законопроект, цель которого – совершенствование процедуры аттестации гидов-экскурсоводов и классификации средств размещения, а также расширение перечня организаций, ведущих региональный госконтроль в сфере туризма. Документ вносит изменения в закон о туристской деятельности и отдельные законодательные акты с учетом уже накопленной практики регулирования в этой сфере, пояснил глава Экспертного совета Российского союза туриндустрии (РСТ) Николай Литаренко.
«Прежде всего законопроект вводит возможность прохождения аттестации гидов-переводчиков на проведение экскурсий на жестовом языке, в том числе для глухих и слабослышащих граждан. Сейчас в законодательстве не предусмотрена аттестация сурдопереводчиков, что лишает слабослышащих людей возможности получать такие туруслуги, а гидов-переводчиков – проводить такие экскурсии. РСТ поддерживает это предложение. Постановка вопроса в законопроекте абсолютно правильная, сейчас такая деятельность никак не урегулирована. При этом потребность в проведении специализированных туров и экскурсий для таких групп туристов довольно высока. Теоретически сейчас такие экскурсоводы могут работать как аттестованные плюс иметь еще аттестат переводчика на язык жестов, но на практике, понятно, такие документы есть не у всех. Законопроект помогает решить этот вопрос, чтобы люди не уходили в серую зону, чтобы их понятная, важная социальная функция была легальной», - сказал он.
Таким образом, законопроект не только предоставляет возможность людям, в том числе с нарушением слуха, обрести новую профессию и оказывать услуги в туризме, но и параллельно решает вопрос нехватки квалифицированных кадров в этой сфере.
Законопроектом также устанавливается единая форма нагрудной идентификационной карточки (бейджа) для экскурсоводов или гидов-переводчиков. Нововведение будет удобно как для гидов, так и для туристов, так как единая форма бейджа предусматривает полную информацию о лице, оказывающем услуги, и исключит возможность введения экскурсантов в заблуждение.
Кроме того, как сообщил Литаренко, законопроект обязывает экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников при размещении рекламы своих услуг указывать ссылку на запись в Федеральном реестре. Параллельно с этим вводится обязанность для агрегаторов, размещающих информацию об услугах, проверять наличие записи об экскурсоводе или гиде-переводчике или инструкторе-проводнике в реестре, а также достоверность информации об их квалификации.
По словам Литаренко, новый законопроект делает также более гибкой процедуру исключения из реестра классифицированных объектов. Например, вносится изменение, предусматривающее автоматическое прекращение действия классификации средств размещения, которые ранее были включены в реестр, но не прошли в установленные сроки самооценку в соответствии с требованиями действующего законодательства и де-факто уже не могут оказывать услуги по размещению. Классификация также прекращается в случае заявления от владельца коллективного средства размещения или информации об изменении владельца коллективного средства размещения. Процедура будет осуществляться на базе государственной информационной системы «Гостеприимство».
Законопроект вводит и основание для приостановки действия классификации пляжа, если от Роспотребнадзора поступила информация, что пляж не соответствует санитарным нормам. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, сейчас имеют место случаи, как, например, в ситуации с Анапой, когда экологическое состояние воды или песка не соответствует установленным требованиям СанПиНа и пляж становится небезопасным как для пребывания на нем, так и для купания в водоеме. В связи с чем правомерно возникает вопрос не только о приостановке пребывания на таком пляже туристов, но и о прекращении его классификации. Действующие основания для приостановки классификации пляжей не учитывают вероятность наступления таких событий.
Как отмечается в пояснении к законопроекту, согласно действующему закону, полномочия по региональному контролю в сфере туризма можно передавать подведомственным учреждениям. Однако в ряде субъектов РФ контрольно-надзорные органы не согласовывают передачу таких полномочий в автономные и бюджетные учреждения. Они ссылаются на то, что, согласно Бюджетному кодексу РФ, казённые учреждения создаются для исполнения государственных функций, включая госконтроль, а автономные и бюджетные учреждения не вправе исполнять государственные функции за исключением случаев, установленных федеральными законами. Законопроект расширяет перечень организаций, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор в туриндустрии, закрепляя возможность привлечения для отдельных контрольных действий специалистов подведомственного ему государственного учреждения в порядке, предусмотренном положением о региональном госконтроле в сфере туристской индустрии.