Развитие инклюзивного туризма в России вступает в новую фазу нормативного регулирования

Развитие инклюзивного туризма в России вступает в новую фазу нормативного регулирования

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) прошло открытое заседание экспертной рабочей группы по инклюзивному туризму. Как подчеркнул в ходе встречи глава Экспертного совета РСТ Николай Литаренко, развитие инклюзивного туризма вступает сейчас в новую фазу нормативного регулирования. Принятая по итогам заседания резолюция зафиксирует подходы турбизнеса к рассматриваемому сейчас в Госдуме законопроекту об инклюзивном туризме, а также предложения для нацпроекта «Туризм».

«Законопроект ставит серьезные цели по развитию инклюзивного туризма в стране. Второе чтение в Госдуме назначено на 16 декабря. Однако пока документ довольно неоднозначен. Он ставит, в частности, перед средствами размещения, транспортными и социальными объектами задачу создания безбарьерной среды для инклюзивных туристов, но как и на какие средства, какой будет роль государства в этом процессе, пока непонятно», - сказал Литаренко.

По его словам, РСТ в сентябре этого года направлял в Госдуму изложение своей позиции, подчеркивая необходимость отсрочки введения закона.

«Много вопросов вызывает степень готовности инфраструктуры. Реализовать все требования непросто и новым гостиницам, а ситуация в старых, например, Москвы или Санкт-Петербурга, где значительную часть номерного фонда составляют еще дореволюционные здания, еще серьезнее, так как потребуется перепланировка и даже перестройка. Мы считаем, что в этом направлении должно быть более плавное, поступательное движение, соответственно вступление в силу закона необходимо отсрочить, по крайней мере, для старых зданий», - пояснил эксперт.

Как заметил Литаренко, вступление в силу закона об инклюзивном туризме не может автоматически изменить ситуацию в этой сфере – нужны инфраструктурные, транспортные решения. На заседании Экспертного совета обсуждалась конкретные предложения по понятийному аппарату инклюзивного туризма, информационной доступности планирования таких путешествий, созданию условий для туристов с особыми потребностями, а также адаптированного транспорта.

Директор клуба особого туризма «Кавказ» Ирина Седельникова называет транспортный вопрос одним из наиболее важных – без передвижения нет и туризма. По ее словам, сейчас эта проблема решается в основном за счет бизнеса, хотя есть регионы, которые выделяют серьезные дотации. Турбизнес должен выработать позицию по этому вопросу.

Законопроект № 668562-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части обеспечения доступности объектов туристской индустрии для инвалидов)» был внесен в Госдуму в июле прошлого года. Первое чтение прошло в сентябре того же года, а второго не было до сих пор.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, согласно исследованиям, большинство россиян предпочитают отдыхать вместе с семьей и детьми. При этом, по данным Росстата на 1 января 2023 года, количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет по сравнению с 2015 годом выросло на 19% и равно 721 827, что также необходимо учитывать при планировании туристских услуг, в том числе при создании модульных некапитальных средств размещения. На сегодняшний день в законе от 24.11.1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не содержится требований в части доступности объектов для людей с инвалидностью (в том числе для детей-инвалидов), как и требований к туристским услугам, оказываемым этой категории лиц.  В частности, даже в крупных гостиничных комплексах бывает не более 1-2 номеров для таких туристов, нет предложений по транспорту для групп туристов с инвалидностью (от 5 человек), дефицит специальных такси, более высокая стоимость услуг.

logo