Развитию детского туризма мешает отсутствие господдержки и черный рынок
Туроператорам, работающим в сфере детского туризма, крайне важна поддержка государства. Главная проблема в том, что работающим вбелую компаниям очень сложно конкурировать с небольшими фирмами и ИП, которые не платят налогов, не оформляют фингарантии и за счет этого могут снижать цены, рассказала руководитель комитета РСТ по детскому, молодежному и семейному туризму Марина Лабутина.
«Экскурсии – основное направление деятельности компаний, входящих в комитет. В связи с понижением с 1 января 2026 года порога доходов для уплаты НДС до 20 млн рублей большинство этих турфирм становятся плательщиками налога. И тут есть одно очень серьезное обстоятельство – огромный сектор черного рынка, мелкие фирмочки и ИП, которые никаких оплат не проводят и, соответственно, никаких налогов не платят. Прибавьте к ним родителей и учителей, которые организуют поездки порой лишь для того, чтобы своего ребенка бесплатно вывезти. Они ни за что не отвечают. У групп нет профессионального гида, а значит нет и достоверной информации о местах посещений. Вместо полноценного обеда – бутерброды, взятые из дома», - отметила Марина Лабутина в своем выступлении на XXI съезде Российского союза туриндустрии.
По ее словам, уплата НДС вынудит добропорядочные компании повысить стоимость экскурсий, что сделает их услуги дороже продукта левых фирм. «Получается, что государство хочет получить больше налогов с «белого» рынка, а в результате лишь провоцирует расширение «черного». И тогда всё вот это безобразие нас победит», – предупредила Лабутина.
По ее мнению, не только турпродукты по внутреннему туризму необходимо освобождать от НДС, но и экскурсионное обслуживание, и социально значимые, читай – детские, программы тоже.
Марина Лабутина напомнила, что экскурсионное обслуживание вообще выпало из поля зрения федерального закона №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
«Там есть определение экскурсии, но ничего нет о том, какие компании могут их организовывать, нет и понятия «экскурсионное бюро». Если уж вводить обозначение экскурсионного продукта, то к нему нужно привязывать и каких-то исполнителей», – заявила Лабутина.
Глава комитета по детскому туризму РСТ также подняла вопрос железнодорожной перевозки детских групп. Туроператор должен за три месяца до поездки, когда группа еще только набирается, оплатить билеты и питание, а глубина продаж туров сейчас не настолько большая.
«Мы будем готовить подробный отчет по железнодорожной проблематике и предлагаем всем заинтересованным в решении накопившихся проблем принять участие в его составлении», – пригласила она.
Речь Марины Лабутиной вызвала живой отклик в зале. Коллеги в своих выступлениях предлагали вести обязательную разъяснительную работу среди учителей, которые везут школьников на экскурсии, чтобы они «понимали свою ответственность и бронировали услуги у туроператоров, а не у «диких» экскурсоводов».
Организацией отдыха и путешествий для детей занимаются 300 компаний-членов РСТ. В 2019 году в объединении была создана система добровольной классификации туроператоров по детскому туризму.