Развитию яхтенного туризма в России мешает нехватка инфраструктуры
В нашей стране около 7 млн человек пользуются водными маршрутами для прогулок, путешествий на разного рода судах, речных экскурсий, к 2030 году их число вырастет до 9-12 млн, сообщила на расширенном заседании по этой теме руководитель комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ) по яхтенному туризму, директор территориальных проектов компании «Сила ветра» Анна Носова.
«Становление этого сегмента в нашей стране успело пройти несколько стадий от нишевой экзотики до этапа расширения запросов. Спрос начал расти примерно с 2023 года – появились конкретные причалы и маршруты, а марины перестали быть лишь абстрактными идеями. В 2024-2025 года воду стали воспринимать как полноценную отрасль, туристическую и экономическую структуру. Наиболее резкий рост показали Мурманская область, Татарстан и Приморье. Неплохо развиваются с этой точки зрения Краснодарский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и область, Архангельский регион и Карелия», – рассказала она.
Среди существующих проблем она отметила нехватку в регионах стоянок и причалов для маломерных судов, отсутствие линейных маршрутов с возможностью ночевки, разрозненность сервисов, не объединенных единой логикой.
По словам Носовой, 2025 год оказался переломным в части законодательства. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ актуализировал понятия «маломерное судно», «прогулочное судно», «плавучий объект». Принят федеральный закон об установлении и изменении границ речных портов. С 1 сентября начал действовать закон о безопасности людей на водных объектах, который ужесточил требования к владельцам маломерных судов, ведущих коммерческую деятельность. Минстрой готовится принять свод правил по проектированию и строительству морских и речных портов (марин).
Анна Носова рассказала также о направлениях развития водного туризма в нашей стране. Среди них – маломерный флот и стоянки. К 2030 году число водных туристов вырастет до 9-12 млн. В перспективе 30-60 маринных узлов приведут к появлению 1,5-3 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – операторы стоянок, сервис, снабжение, береговые услуги. Активная аудитория водного туризма и проката – это 2-3 млн человек в год.
Россия активно вписывается в глобальный тренд, когда вода неразрывно связывается с городской инфраструктурой. Наши прибрежные города, как это происходит во всем мире,активно интегрируют воду в транспорт и городскую жизнь. У нас появляются «умные» марины, сервисы для судовладельцев, цифровые платформы. Яхтинг становится частью «голубой урбанистики».
«Вода становится новой территорией для IT-решений, сервисов и инвестиций. Сейчас, когда рынок еще свободен, а технологии уже готовы, есть возможность задать свой курс развития». Совокупный социально-экономический эффект за пять лет (2026-2030 гг.) за счет роста МСП и налоговой базы может составить порядка 50 млрд рублей», - говорит Носова.
Генеральный директор Центра развития рекреационных территорий «Новые горизонты» Ольга Шебзухова рассказала, каким видится развитие инфраструктуры водного туризма и яхтинга в регионах нашей страны. В частности, центр провел анализ проекта федеральных туристических межрегиональных схем планирования макротерриторий «Большая Волга» и «Русский Север и Арктика», в том числе состояние коммуникаций. Любопытные возможности для роста водного туризма открываются в Карелии, в Ладожской шхере, где рассматривается вероятность объединения в единый комплекс горнолыжного курорта и марины.
Запланированы масштабные реконструкции известного в Казани Центра экстремальных видов спорта «Локомотив» и речного клуба «Симбирск» в Ульяновске. Есть предложения и по строительствусоответствующей инфраструктуры в Дагестане, на Сахалине и по берегам Азовского моря.
Ольга Шебзухова обозначила препятствия, мешающие реализации проектов. Одна из главных – огромное число государственных служб и инстанций, от которых зависит принятие решений, на связанных между собой.
О том, что в нашей очень большой стране нет единого компетентного органа, который бы ставил отрасли задачи и контролировал их исполнение, говорила и директор по развитию Yacht Family Group Ксения Макарчук. Она отметила, что объекты у воды готовы инвестировать в быстровозводимые конструкции – модульные понтоны, речные станции, временные причалы, чтобы привлекать больше туристов с воды. Однако отсутствие их четкого статуса в водном и градостроительном кодексах приводит к тому, что проекты упираются в длительные, длящиеся годами согласования.
Участники заседания считают, что законодательство в сфере водной инфраструктуры недоработано. Не связаны между собой водопользование и земля, что мешает реализовать многие интересные проекты. Много и других проблем – нехватка инфраструктуры, устаревшие суда, нормативные препоны. Комиссия по яхтенному туризму продолжит их проработку в связке с комиссией Госсовета по направлению «Туризм» и с Минэкономразвития.