
Российские туристы в 2025 году стали чаще путешествовать в одиночку

Эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ) отмечают в запросах туристов рост количества заявок на путешествия в одиночку – без пары, друзей или семьи. Это связывают с общей демографической ситуацией в стране и мире: число одиноких людей растет. Женщины выезжают на отдых и экскурсии одни чаще мужчин. В России наиболее популярные направления для «одиночного» туризма – Кавминводы и Москва, за рубежом – Турция и Египет.
Руководитель PR группы компаний «Слетать.ру» Анжелика Михновец сообщила, что в течение 2025 года спрос на туры среди людей, предпочитающих путешествовать в одиночку, на 18,6% превысил аналогичные показатели прошлого года. Доля таких туристов составляет почти 11,4% от общего количества заявок, в прошлом году это показатель был 10,7%.
«Из общего количества заявок среди соло-путешественников 68% приходится на женщин. В топе направлений Турция, Египет, Россия, Таиланд, ОАЭ. Годом ранее в топ входили те же направления, но Россия была на втором месте, а Египет на третьем. Туристы, предпочитающие путешествовать в одиночку, чаще всего посещают Москву, тут доля от общего количества заявок среди туристов в возрасте 55 лет и старше составляет 41,4%, Санкт-Петербург - 15,1%, Екатеринбург - 6,5%, Казань - 2,5%, Самара - 1,6%», - рассказала эксперт.
У сети «Магазинов горящих путевок» за последнюю неделю 26% путевок было приобретено для одного туриста. Для сравнения, туры для двоих приобрели 49% туристов, для троих 16%, для четверых 6%.
По словам эксперта РСТ, генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, в России популярность «одиночных» поездок во многом зависит от направления.
«Доля путевок, в которых указано проживание в номере одного человека, у нас в среднем составляет 17% от общих объемов продаж. Самое массовое «одиночное» направление ꟷ Кавминводы с долей 26%. Видимо, потому что у всех разные болезни, и, даже если едет пара, лечебные программы они берут в разных санаториях - по своей специализации. Вторая возможная причина - в санаториях много возрастных туристов, уже потерявших супруга. А вот в горных лыжах этот показатель ниже - всего 9%: в горы чаще ездят компанией друзей, объединяются 2-3 пары. В круизах примерно такая же доля - 10,5%. Наверно, круизникам тоже скучно путешествовать без пары», - говорит он.
В Санкт-Петербурге доля одиночных туристов, по данным Ромашкина, равна 16%, это средний показатель для всего экскурсионного туризма по России в целом.
Эксперт добавил, что в санаторно-курортном сегменте среди одиночных туристов больше женщин – это связано с тем, что они тщательнее следят за своим здоровьем. В горнолыжном туризме больше мужчин-одиночек, что объясняется самим видом активности.
«Пляжный отдых в России предполагает, скорее, семейных туристов: даже если взрослый едет один, без пары, то с ним будет хотя бы один ребенок. С другой стороны, в нашей компании в том же Крыму летом было 14% «одиночных» путевок. В среднем доля таких путешественников по России не особенно меняется. Здесь видна прямая связь с демографией - сколько россиян в целом живет в одиночку, примерно столько же в одиночку и путешествуют», - уточнил Сергей Ромашкин.
Соруководитель комитета РСТ по выездному туризму, генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов отметил, что российский туризм отражает мировую тенденцию.
«Количество одиноких людей в мире увеличивается, России это тоже коснулось. Но не могу сказать, что у нас много одиноких туристов. Часто они уходят в самостоятельное бронирование. Иногда, бывает, богатые женщины сбегают на неделю от друзей и поклонников куда-нибудь на Мальдивы, но это, скорее, исключение. Намного чаще наши туристы путешествуют с друзьями, любимым человеком. Особенно если мы говорим об экзотических направлениях, где всегда важно, чтобы рядом были друзья или члены семьи, на которых может положиться в случае непредвиденных обстоятельств», - рассказал эксперт.
Арутюнов добавил, что тур на одного всегда обходится путешественнику дороже, потому что одноместный номер стоит больше, чем половина двухместного. Зачастую туристы-одиночки экономят, выбирая в том же отеле номер категорией ниже, чтобы покрыть разницу в цене.