
РСТ: Госдума приравняла туры в дружественные страны к внутреннему туризму

Госдума приняла закон, устанавливающий льготы для туроператоров, которые отправляют туристов в дружественные страны: размер финансового обеспечения для них будет таким же, как при организации туров по России. Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года. Список стран будет определен правительством.
«Согласно документу, в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» вводится новая статья - «Особенности определения размера финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма, формирующего турпродукт, предусматривающий выезд туристов в сопредельные государства». Туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма и формирующий только турпродукт, предусматривающий выезд туристов в сопредельные государства, которые включены в перечень, установленный правительством РФ, определяет размер финансового обеспечения в 500 тысяч рублей, как для туроператоров, ведущих деятельность в сфере внутреннего или въездного туризма», - пояснил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), руководитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов,
Сейчас финансовое обеспечение для туроператоров внутреннего и въездного туризма установлено в размере 500 тыс. рублей, для выездного туризма, к которому относятся и сопредельные дружественные страны, оно составляет 5% от стоимости турпродукта, но не менее 50 млн рублей.
«Согласно новому закону, туроператор по выездному туризму может серьезно сократить траты на оформление финансового обеспечения. Если он продает туры только в страны по списку, утвержденному правительством, его фингарантия составит 500 тысяч рублей. Если одновременно он продает и другие страны, то надо предоставлять отдельный отчет, и турпродукт в дружественные страны при расчете финобеспечения не учитывается. Соответственно юридические лица, реализующие туры в страны, которые войдут в утвержденный правительством перечень как дружественные, должны будут заплатить за финансовое обеспечение не 2 млн рублей, а 20 тыс. рублей и получить страховку на 500 тыс. рублей вместо прежних 50 млн», - пояснил эксперт.
При этом турпродукт с выездом туристов в сопредельные государства должен включать выезд туристов только в сопредельные государства, которые включены в перечень и не предполагать посещение иных иностранных государств. Перечень сопредельных государств с благоприятными условиями для пребывания российских туристов устанавливается правительством. В него не включаются иностранные государства, совершающие в отношении РФ, российских юридических и физических лиц недружественные действия.
Сопредельные, то есть пограничные, с Россией страны – Абхазия, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США (морская граница), Украина, Финляндия, Эстония, Южная Осетия, Япония (морская граница).
«Закон вступает в силу с 1сентября 2025 года, соответственно, список стран должен появиться до этого срока. Нужно учитывать, что у нас считаются дружественными не только страны СНГ, но и Китай, и Монголия. Но войдут ли они в перечень, пока не ясно», - заметил Георгий Мохов.
Российский союз туриндустрии (РСТ) последовательно выступал за то, чтобы российские туроператоры могли формировать туры, например, в страны СНГ или Абхазию, без необходимости оформлять дорогостоящие финансовые гарантии. Как считают в РСТ, риски для туристов при покупке таких поездок не сравнимы с путешествиями в удаленные страны со сложной логистикой и языковым барьером. Тем более что интерес российских туристов к поездкам в соседние с нашей страной дружественные государства существенно вырос. В прошлом году россияне в туристических целях из стран ближнего зарубежья чаще всего посещали Абхазию, Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Армению, Узбекистан.
В РСТ уверены, что, если поездки в соседние дружественные страны будут фактически приравнены к внутреннему туризму, туроператорам не надо будет закладывать существенных страховых сумм в фонды персональной ответственности, дополнительно вынимать деньги из оборота компании. Эти деньги они смогут направлять на развитие, увеличение турпотока, расширение предложений.