РСТ: отказы от круизов из-за аварии на Городецком гидроузле единичны

На Волге в Нижегородской области возобновлено судоходство после аварии на Городецком гидроузле: в воскресенье шлюзование прошли не только 63 грузовых судна, но и 8 круизных теплоходов. Как сообщили организаторы речных круизов, большинство туристов с пониманием отнеслись к ситуации и согласились на изменения маршрутов, отказы от туров единичны.

О единичных отказах сообщил генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский: «Аннуляции есть, прежде всего, у тех операторов, чьи круизы должны были стартовать именно в «закрытые» дни. Как правило, отменяли поездки туристы, которым был важен конкретный маршрут. Но отказы действительно единичные, потому что туроператоры подходят к проблеме очень гибко, предлагают альтернативу. Компании меняют программы, добавляют экскурсии, новые стоянки, целые дни – всё за свой счет».

По словам руководителя отдела продаж компании «Донинтурфлот» Александра Шкарупина, через закрытый с 22 по 26 июля участок проходят практически все круизы из Москвы и Санкт-Петербурга до городов на средней Волге. В Городце такие суда останавливаются на пристани Галанино, расположенной на берегу бухты Горьковского водохранилища.

«Круизные туроператоры были уведомлены, что гидроузел снова заработает 27 июля. Мы надеемся, что после этой аварии к гидроузлу и к ходу работ на шлюзе будет более пристальное внимание Минтранса, чтобы не было поломок во время высокого сезона и чтобы воды было достаточно для прохода и круизных, и грузовых судов», - сказал Шкарупин.

Компании «Мостурфлот» пришлось внести изменения на маршруте теплохода «Княжна Виктория», следовавшего с 21 по 26 июля из Москвы в Казань: в последний день круиза пассажиров отправили из Городца в Нижний Новгород не по воде, а на автобусах, там им предложили экскурсии, обед, и на автобусах же они отправились в конечный пункт маршрута – Казань. А туристов, которые планировали отправиться в круиз из Казани в Москву 26 июля также отвезли в Городец на автобусах. 27 июля теплоход «Княжна Виктория» направился в Москву. 

Были варианты с заменой судов, которые оказались на разных сторонах от закрытого участка. Например, в нижегородской компании «Гама» теплоход «Алдан» выполнил рейсы судна «Александр Свешников», а тот, соответственно, рейсы «Алдана».

Компания «ВодоходЪ» сообщила об изменении маршрутов сначала трех круизов – начиная с 23 июля на теплоходах «Мстислав Ростропович», «Александр Суворов» и «Виссарион Белинский», а затем и теплохода «Кронштадт», направлявшегося по маршруту Москва - Самара с 19 по 31 июля. Из Галанино (Городец) он должен был 25 июля пойти в Нижний Новгород и пробыть там два дня, но в итоге пробыл два дня в Галанино и затем отправился далее по маршруту в Казань, минуя Нижний Новгород – с добавленными стоянками в Мариинском Посаде и Свияжске.

«Донинтурфлот», по словам Александра Шкарупина, авария затронула не сильно.

«Теплоход «Максим Литвинов» должен был пройти шлюз 25 июля, но сделал это только 27 июля, получились два дня задержки. Мы фактически «подарили» их своим туристам, организовали для них в это время наземные экскурсии за счет компании. Со всеми пассажирами обсуждали ситуацию персонально, отказы единичные, у нас только пара кают на этом рейсе сошли с маршрута, так как люди были сильно ограничены по времени и не могли себе позволить два лишних дня», - рассказал он.

Но эта задержка, как сообщил эксперт, создала новую проблему: из-за опоздания теплохода в порт прибытия Ростов-на-Дону на два дня компания была вынуждена отменить круиз на «Максиме Литвинове» со 2 августа. Туристов пересадили на следующий круиз на этом же теплоходе из Ростова в Москву, он стартует 13 августа.

22 июля 2025 года на Городецком гидроузле во время ремонтных работ произошла авария. Это привело к приостановке судоходства в соответствующем районе: по официальным данным, всего с 23 по 25 июля планировалось пропустить 14 пассажирских судов.

Проблема Городецкого гидроузла существует не первый год. Эксперты связывают это с незаполнением Чебоксарского водохранилища в 1980 году до проектной отметки. Суда периодически сталкиваются с обмелением Волги выше Нижнего Новгорода. В навигацию-2025 также ждали этих проблем из-за бесснежной зимы, что могло создать трудности для прохождения круизных теплоходов, особенно четырехпалубных. В начале лета в связи с прогнозом были внесены изменения в некоторые круизные маршруты, затем ситуация нормализовалась. 

Сейчас идет реконструкция Городецкого гидроузла, которая должна ликвидировать «узкие места» на Волге. С 2023 года здесь строится дополнительный шлюз. Кроме того, проводится дноуглубление на участке судового хода в 40 км от Городца до Нижнего Новгорода.

Планируется, что к 2027 году стройка, которая идет без приостановки судоходства, закончится. Реконструкция шлюзов и дноуглубление позволят обеспечить гарантированную глубину 4 метра для судоходства между Нижним Новгородом и Городцом.

Всего с начала навигации 2024 года через шлюзы Городецкого гидроузла прошло свыше 13 тысяч судов. За это время выполнено порядка 6,5 тысяч шлюзований. Общий объем пассажирских перевозок превысил 179 тыс. человек. В этом году круизные компании ждут такого же потока или прироста в 10%.

Для многих небольших городов круизный туризм – важный источник дохода. Например, Юрьевец, расположенный на Волге как раз рядом с Городцом, с начала круизного сезона-2025 принял уже 64 теплохода, на берег сошли около 6,5 тысяч туристов. При этом его население составляет менее 8 тыс. человек. Всего этом сезоне Юрьевец планирует встретить более 100 теплоходов.

logo