РСТ: российские онлайн-сервисы бронирования не требуют у отелей паритета цен

Более 10 тысяч отелей в Европе присоединились к коллективному иску против сайта для бронирования номеров Booking.com из-за ценовой политики, которую проводит этот супергигант. Эксперты говорят, что, в отличие от Европы, российскому рынку монополизация не грозит. Сегодня у отелей России больше выбора и инструментов, что позволяет им диверсифицировать каналы и сохранять контроль над своими продажами.

О коллективном иске против сервиса Booking сообщают СМИ Нидерландов, где расположена штаб-квартира онлайн-гиганта. Основные претензии отелей связаны с так называемым «паритетом цен», который Booking долгие годы включал в договоры с партнерами. Согласно этой политике, отели не могли предлагать номера на своих сайтах или других платформах дешевле, чем на самом сервисе. Это лишало их гибкости, самостоятельности в ценообразовании и увеличивало зависимость от Booking. В 2024 году Европейский суд признал такой подход ограничением конкуренции и Booking.com официально отказался от ценового паритета. Теперь отели-истцы требуют компенсировать им убытки за период с 2004 по 2024 год – то есть за все время действия паритетной политики.

В 2018 году ФАС провела проверку и пришла к выводу, что доля Booking Holdings B.V. на российском рынке агрегаторов средств размещения составляла 84% в натуральном выражении и 80% в денежном. ФАС посчитала, что Booking.com злоупотребляет доминирующим положением, навязывая работающим с ним отелям условие давать сервису лучшие цены, и потребовала исключить из договоров с отелями условие о паритете цен. Сервис требование проигнорировал. В декабре 2019 года в отношении Booking было возбуждено антимонопольное дело. Было судебное разбирательство, назначены штрафы, часть из них агрегатором выплачена. А весной 2022 года Booking ушел с нашего рынка.

Его долю в значительной степени заместили российские онлайн-тревел агентства, одновременно у отелей, освободившихся от давления гиганта, заметно выросла доля прямых продаж. По данным Travelline, на них приходится не менее 42% всех онлайн бронирований размещения в РФ. На долю ОТА - порядка 58% всех бронирований, в топе каналов – «Яндекс.Путешествия», «Островок», «Броневик», Acase, Zabroniruyю.ru, 101 Hotels, «Алеан», «Суточно.ру», «Отелло», «Озон».

Как пояснили в «Островке», российские отели сейчас заинтересованы как в развитии прямых продаж, так и в работе с различными каналами бронирования. В агрегаторе полагают, что сейчас сохраняется сбалансированная ситуация между ОТА и речь о доминировании или монополизации не идет.

По словам исполнительного директора Bronevik.com Марины Гончаренко, в 2022 году рынок онлайн-бронирования в России пережил этап демонополизации.

«Тогда у отельеров появилась реальная возможность выбирать онлайн-площадки с наиболее подходящими для них условиями сотрудничества – по комиссии, функциональности, модели взаимодействия. Однако сейчас мы наблюдаем обратный тренд – на консолидацию. На рынке активизировались процессы слияний и поглощений, формируется новая структура – с меньшим числом более сильных игроков», - говорит она.

Эксперт полагает, что для гостиничного бизнеса это одновременно и вызов, и возможность. Опыт взаимодействия с глобальными платформами показал, насколько рискованно полагаться на одного крупного игрока, способного диктовать условия всему рынку. Сегодня у отелей больше выбора и инструментов, что позволяет выстраивать более устойчивую стратегию, диверсифицировать каналы и сохранять контроль над продажами.

«Будущее рынка во многом зависит от того, как отельеры и другие участники отрасли отреагируют на происходящую трансформацию. Гибкость, диверсификация и работа с клиентской базой - ключевые элементы устойчивости в новых условиях», - заметила Гончаренко.

logo