РСТ: туры в Афганистан остаются «штучным товаром»

На фоне признания 3 июля Россией Исламского Эмирата Афганистан туроператоры не отмечают всплеска интереса к поездкам в страну. На протяжении многих лет Афганистан остается нишевым направлением со своими особенностями, которые необходимо учитывать при планировании тура: ограничения для женщин, сопровождение вооруженной охраной, отсутствие комфорта, привычного для дорогих экскурсионных туров.

Оксана Адилова, руководитель DiscoverySpecial - международного направления компании RussiaDiscovery - считает, что пока говорить о массовом туризме в Афганистан преждевременно. «Но есть узкий сегмент туристов, готовых посетить страну ради уникального опыта: это искатели приключений, мусульмане-паломники, фотографы, журналисты. В целом спрос ограничен из-за вопросов безопасности», - отметила она.

По ее оценке, у двустороннего туризма между Россией и Афганистаном есть потенциал - благодаря богатому историческому и культурному наследию страны, историческим связям с Россией. «Пока направление - нишевое, но в случае стабилизации ситуации, развитии инфраструктуры и авиасообщения, активизации деловых и культурных обменов интерес россиян может вырасти. Но необходимо учитывать нюансы такого путешествия: как правило, туристов сопровождает охрана, комфортного размещения уровня 4-5* крайне мало и только в Кабуле, в провинциях - гостевые дома, интернет-связь нестабильная, кредитки практически не принимают. Да и поездка выйдет не дешевой, один только билет стоит от 65 тыс. рублей с перелетом через Эмираты или Турцию, виза - $80», - пояснила Адилова.

Президент компании «Клуб путешествий» Михаил Кожухов добавил, что гостиницы, построенные в 60-70-х годах, пришли в уставшее состояние, а новые не дотягивают по комфорту, нет и качественного транспорта. Зато дороги отличные.

«В Бамиане, это город в центральной части Афганистана, появилась гостиница, до этого там можно было остановиться только в палатке. Но рассчитывать на привычный для туристов комфорт нельзя. Есть проблема с гидами: они могут быть замечательными людьми, прекрасно говорить по-русски, но до профессионалов не дотягивают. Всегда советуем подготовиться к поездке, заранее почитать что-то по теме. Но местные люди, как и все горцы, очень гостеприимны, к россиянам относятся тепло, помнят, что Советский Союз помогал, строил фабрики и школы», - рассказал он.

В мае компания возила в Афганистан очередную группу, и это был первый случай, когда собрались просто туристы, а не «шурави» - так афганцы называли советских военных и гражданских специалистов. «Нас сопровождали два талиба, у одного был пистолет. Хотя в этом нет нужды - в стране безопаснее, чем в спальном районе Москвы в субботу вечером. Но в поездках по Афганистану есть особенности: талибы постоянно останавливают на блокпостах, уточняют, кто и зачем едет, также приезжающие в новую провинцию туристы должны лично регистрироваться. Присутствие талибов в группе помогает быстро решать все вопросы», - уточнил он.

Сейчас в «Клубе путешествий» уже набрана следующая группа на осень – небольшая, до 12 человек, желающих было в четыре раза больше. Туристы в Афганистане хотят посмотреть Бамиан, где были разрушены многовековые статуи Будд; один из древнейших городов мира Герат, восстановленный более 10 лет назад; Панджшерское ущелье, где находится мавзолей легендарного Ахмада Шах Масуда. Также вызывает интерес все, что связано с афганским конфликтом, затронувшим жизни многих людей. 

Михаил Кожухов заметил, что посещать Афганистан имеет смысл только организованно: «Надо ориентироваться в местных реалиях. Пока у страны устойчивая репутация неспокойного места, и это мешает ему стать массовым направлением. А признание Россией Исламского Эмирата Афганистан, возможно, и вдохновит кого-то заняться турами туда или посетить страну, но вряд ли радикально изменит отношение к государству с точки зрения туризма».

Эксперты подчеркнули, что необходимо предупреждать туристов о правилах поведения: нельзя обсуждать религию и политику, женщины должны носить закрытую одежду и покрывать голову, полный запрет на употребление алкоголя. «Действуют общие правила для всего мусульманского мира, возможно, в чем-то чуть строже. Например, туристок из нашей группы не пускали в парки, потому что это в принципе запрещено женщинам - там гуляют только мужчины», - говорит Кожухов.

По словам генерального директора компании «Открытие» Софьи Гавриловой, любые позитивные новости могут стимулировать спрос, но он быстро возвращается к единичному, если направление не может предоставить комфортное пребывание или адекватные цены.

«Поездки в Афганистан были возможны последние 20 лет при всех режимах, посольство в Москве выдавало визу. Туризм в Афганистане существует, но выходит все довольно дорого: неделя на двоих обойдется от $5 тыс. плюс перелет. Еще дороже интенсивная программа с множеством внутренних рейсов. В провинции появляются новые гостиницы, но вряд ли их можно оценить выше, чем 3-4*. Поэтому туда летят, как правило, люди, которые уже посмотрели много стран. Запрашивают неделю вместо прежних 2-3 дней. Опасность для иностранцев сохраняется, но на бронированных машинах туристов давно никто не возит. В целом там очень спокойно. Последние 15 лет ничего не меняется, турпоток стабильно единичный. Это штучный товар», - отметила она. 

Гаврилова добавила, что в Афганистане, прежде всего, привлекает возможность увидеть другой мир, иные порядки, атмосферу феодальной страны, очень отличающейся от западной цивилизации.

Не все туроператоры настроены столь оптимистично. Генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов сообщил, что ни разу не слышал, чтобы кто-то спрашивал тур в Афганистан. «Возможно, признание Россией Исламского Эмирата Афганистан подогреет интерес к стране, но я считаю, что направление пока не может предложить безопасный туризм, равно как и Сирия, и Сомали. Если что-то там произойдет, всегда можно обвинить турагентство в том, что оно предлагает рискованный продукт. Лучше уж поехать в более безопасный Пакистан, там ландшафты похожие. Пока не вижу необходимости продвигать Афганистан. Если появится прямой рейс - посмотрим, но это дело не ближайшего будущего», - заметил он.

logo