
Туроператоры больше не будут отвечать за недобросовестные действия турагентов

Законопроект о разграничении ответственности туроператоров, турагентов и третьих лиц доработан и получил положительное заключение об оценке регулирующего воздействия. Этот важный документ, предусматривающий поправки в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», разработан Минэкономразвития по инициативе туротрасли для решения системных проблем. Работа над ним велась с января 2024 года.
Российский союз туриндустрии поддерживает законопроект. Необходимость четкого разграничения ответственности связана тем, что в последние годы резко выросло количество исков к туроператорам по возврату средств за туры, которые они не продавали. Одновременно все чаще в случае различных происшествий с туристами туроператорам приходится отвечать за действия третьей стороны – перевозчика, отеля или организатора экскурсии.
«Законопроект инициирован для решения важной отраслевой проблемы - разграничения обязанностей и ответственности участников туррынка. Например, в ситуации, когда туроператор вынужден отвечать перед туристом за услуги, которые турагент включил в договор о реализации турпродукта, не уведомив об этом туроператора и не оплатив включенные в договор дополнительные услуги, получив при этом деньги от клиентов. Немало также случаев, когда турагенты получают деньги от клиентов и скрываются, а туроператор обязан возмещать денежные средства только на основании того, что указан в договоре», - поясняет вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
По его словам, законопроект указывает, что турагент несет ответственность в случае неперечисления денежных средств, полученных от туриста, на расчетный счет туроператора. Вместе с тем проект акцентирует ответственность туроператора за достоверность переданной турагенту информации и качество предоставляемых услуг. Туроператор отвечает перед туристом за все услуги, если турагент не нарушает обязанности по оплате договора.
По мнению Мохова, новая норма безусловно окажет влияние на судебную практику после вступления в силу, но на это потребуется время.
«Споров в этой сфере много, судебная практика очень обширна, мы можем увидеть результат только когда норма будет учитываться судами при принятии решений уже в апелляции, на это уйдет не меньше года», - заметил эксперт.
В то же время в новом законопроекте есть другая норма – об ответственности за действия третьих лиц. Она устанавливает, что ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу туриста вследствие недостатка услуги, входящей в турпродукт в сфере внутреннего или въездного туризма, несет лицо, непосредственно оказавшее такую услугу и являющееся причинителем вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
«Предложенная норма вовсе не гарантирует 100% освобождение туроператора от ответственности. Трудно предполагать, что после включения этой нормы в наш отраслевой закон сразу что-то изменится в судебной практике именно в контексте причинения вреда. У нас отраслевой закон, но есть еще закон «О защите прав потребителей» более широкого действия, есть гражданский и уголовный кодекс, где исполнитель при недостатках услуги несет ответственность независимо от наличия вины, в силу своего предпринимательского статуса. Предложенная норма поможет отстаивать позицию защиты более аргументированно, но все зависит от особенностей ситуации, степени причиненного вреда, договорных отношений и еще множества факторов, рассматриваемых в суде при определении ответственного лица», - сказал Георгий Мохов.
В течение шести месяцев с момента принятия норматива Минэкономразвития должно разработать и утвердить типовую форму договора с учетом новых требований.
По проекту закон вступает в силу с 1 сентября 2026 года.