
В Российском союзе туриндустрии в связи с масштабным сбоем расписания «Аэрофлота» рассказали об алгоритме действий туроператоров и правах пассажиров при задержках и отменах рейсов

Руководитель международных проектов «Слетать.ру» и управляющий директор туроператора Let's Fly Любовь Воронина рассказала о том, что предпринимают туроператоры.
«У нас немного туристов, которые столкнулись со сбоями в информационной системе "Аэрофлота". Тем не менее, у нас разработана четкая схема действий, аналогичная той, что используют многие другие туроператоры. В первую очередь, туристы имеют право на вынужденный возврат авиабилетов. Также мы помогаем им подобрать альтернативные варианты авиаперелётов для продолжения их путешествий. Что касается переноса рейсов, вся информация поступает непосредственно от Аэрофлота. Если турист согласен на изменение дат, мы оперативно организуем перенос и стремимся минимизировать дискомфорт», - пояснила она.
Воронина добавила, что по желанию клиента можно оформить вынужденный возврат билетов и подобрать перелет другой авиакомпанией. Либо перенести рейс, не меняя авиакомпанию, после согласования с туристами..
«Задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика или вынужденная задержка самолета при отправке или в полете. Основными причинами задержки рейсов могут стать технические неисправности самолета, плохие погодные условия, позднее прибытие самолета и иные причины», - напомнил вице-президент РСТ, генеральный директор юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов
Согласно «Общим правилам воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (ФАП), в случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
- В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (ВК РФ), ФАП, а также законом РФ «О защите прав потребителей», при задержке рейса пассажир имеет следующие права:
- право на отказ от полета и возврат стоимости билета;
- право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда;
- право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения в размере 100 рублей за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Помимо штрафа пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных ему в связи с такой просрочкой убытков в полном объеме (ст. 120 ВК РФ).
Кроме этого, по словам вице-президента РСТ, при задержке рейса пассажир имеет право на бесплатное предоставление ему перевозчиком дополнительных услуг, а именно – в организации хранения багажа, предоставления комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет.
«Пассажир также имеет право на обеспечение прохладительными напитками, на два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов, а также обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов. При дальнейшей задержке рейса питание предоставляется каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время. Ему также положено размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время, а также доставку пассажиров транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно», - пояснил Георгий Мохов.
В понедельник в работе «Аэрофлота» произошел системный сбой: вышла из строя система бронирования, а вместе с ней - расписание по всей стране. Из-за этого начались массовые задержки и отмены рейсов во многих аэропортах. Всего в списке по состоянию на середину дня — порядка 100 отмененных рейсов, и этот перечень не окончательный. Больше всего пострадала Москва: в Шереметьево отменены десятки вылетов, сотни пассажиров застряли в аэропорту. Сбои также затронули Домодедово, Внуково и ряд региональных аэропортов, включая Екатеринбург. Из-за этого десятки рейсов задержали или отменили. Пассажиры не могли вовремя пройти регистрацию и посадку — в терминалах собрались толпы.
Как заявила Генпрокуратура, сбой в работе информационной системы вызван хакерской атакой. Ведомство поручило организовать надзорные мероприятия в связи ситуацией в аэропорту Шереметьево. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 272 УК (неправомерный доступ к компьютерной информации). Московская межрегиональная транспортная прокуратура взяла на контроль ситуацию с задержкой свыше 80 и отменой около 60 рейсов.
«В аэропорту продолжает функционировать мобильная приемная, куда пассажиры могут обратиться по вопросам соблюдения их прав», - сказали в ведомстве.