В туристической отрасли России занято около 1,5 млн человек
В туристической отрасли России сегодня занято около 1,5 млн человек, а к 2030 году потребуется еще порядка 300 тыс. специалистов. При этом дефицит кадров уже сейчас достигает в среднем по стране 20-25%, а в регионах – до 40%, рассказала на съезде Российского союза туриндустрии (РСТ) вице-президент объединения Анна Кувайцева.
Она отметила, что в отрасли высокая текучесть кадров, она составляет в целом более 70%, «но мы научились с ней справляться». И добавила, что эффективная подготовка кадров возможна только при тесном взаимодействии образовательных учреждений и индустрии гостеприимства.
«Сегодня реализуется несколько успешных моделей партнерства между бизнесом и вузами, та же магистерская программа «Управление гостиничным комплексом» Российского университета дружбы народов – члена РСТ и Cosmos Hotel Group, по которой половина учебного процесса проходит на территории работодателя. В 2027 году планируется запуск совместных программ бакалавриата и управления туризмом между университетом РГУТиС и туроператором «Алеан». Такие программы позволяют студентам еще в процессе обучения получать реальные навыки, необходимые для работы», - подчеркнула Кувайцеваа.
Эксперт напомнила, что правительством РФ в 2023 году созданы несколько федеральных ресурсных центров подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в Московской, Ленинградской областях и в Татарстане.
«На начало октября текущего года программы подготовки кадров прошли уже свыше 3 тыс. человек. Эти площадки становятся ключевыми точками роста для повышения компетенций в отрасли. В период 2025-2030 годов в рамках федерального проекта «Кадры для туризма» забронировано выделение более 4 млрд рублей на обучение сотрудников индустрии: это и повышение квалификации, и профпереподготовка, и развитие региональных турпродуктов. Сейчас бизнес может бесплатно обучаться по восьми профессиям в гостинично-туристической сфере. Всего в проекте задействовано 25 образовательных учреждений, в этом году прошли подготовку более тысячи человек. Подобный формат взаимодействия обеспечивает выпускникам быстрый и успешный старт в профессии, а работодателям - более подготовленных специалистов», - пояснила Анна Кувайцева.
По ее словам, образовательные программы должны учитывать современные стандарты, цифровизацию и реальные кейсы туриндустрии. «Также речь идет о повышении престижа профессии и поддержке бизнес-инициатив по созданию корпоративных центров подготовки кадров», - подчеркнула она.
Руководитель Комитета РСТ по развитию системы подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства, заместитель заведующего кафедрой рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилл Кружалин добавил, что сейчас в стране системы образования – среднее специальное, высшее специальное, повышение квалификации и т.д. – действуют параллельно.
«В то же время у нас есть реальные достижения в кадрах: те же федеральные ресурсные центры, которые предоставляют возможность бесплатно пройти повышение квалификации для представителей турбизнеса, в том числе там же проходят повышение квалификации и преподаватели. Бизнес открывает свои академии гостеприимства, но это не образование, а обучение отдельным компетенциям. Органы исполнительной власти тоже открывают академии гостеприимства, та же Москва. Нам необходимо искать точки соприкосновения, связывать уже существующие образовательные программы в единую систему и делать это на кластерной основе, в том числе, для подготовки специалистов в регионах, подтягивать туда филиалы профильных вузов», - заметил он.