Маршрут нового железнодорожного круиза «Сибирь здесь» стартует в Омске, завершается в Иркутске и проходит по 10 регионам России – Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской областям, Красноярскому краю, Алтайскому краю, республике Горный Алтай, Туве и Хакасии. В проект вовлечены даже те субъекты Сибирского федерального округа, где нет железной дороги: в первом круизе Тува презентовала себя в Абакане, а в Республику Алтай путешественников отправили на автобусах.
Как рассказал на посвященной реализации проекта пресс-конференции заместитель представителя президента в Сибирском федеральном округе Олег Денисенко, идея железнодорожного круиза по Сибири родилась на выставке «Россия» на ВДНХ благодаря интересу посетителей к экспозиции Сибирского федерального округа. Реализовали проект Федеральная пассажирская компания (ФПК) и туроператор «РЖД-тур» при поддержке властей всех регионов, через которые проходит круиз, и туроператора FUN&SUN.
Генеральный директор «РЖД Тур» Роман Бараковских сообщил, что в презентационном круизе, состоявшемся в начале сентября, приняли участие более 110 человек, в том числе 25 детей из 11 регионов. В основном, пассажирами поезда стали семьи участников СВО. В каждом из городов их ждала обширная экскурсионная программа, за время путешествия его участники посетили около 80 туристических локаций, познакомились с сибирской кухней, побывали на двух гастрономических мастер-классах.
В составе было шесть вагонов: три – купе, один – св, один – штабной, один – вагон-ресторан. В будущем в него может быть включен и вагон-люкс, и вагон-сауна, и вагон-бар, и вагон-зал для проведения мероприятий. Периодичность круиза предполагается раз в сезон, то есть зимой, весной, летом и осенью. Возможно дробление маршрута на более короткие составляющие, например, по два-три региона.
По словам Бараковских, среди пассажиров было проведено анкетирование. Обслуживание в поезде, взаимодействие с другими участниками поездки, гостеприимство, впечатления от территорий, условия путешествия оценивались по пятибалльной шкале. Практически по всем пунктам была выставлена «пятерка». Глава «РЖД-тур» особо отметил готовность регионов к приему больших туристических групп.
Председатель исполнительного комитета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Геннадий Гусельников отметил, что настолько сложного по логистике и структуре маршрута до сих пор еще не было: «Мы делали лишь небольшие региональные проекты. В частности, из Новосибирска в Томск ходит поезд «Знание», еще запущен небольшой поезд из того же Новосибирска через Бийск в Шерегеш».
Для туроператора Fun&Sun, который обеспечивал участникам круиза экскурсионную программу в регионах, проект не является профильным, так как компания не организует туры на основе железнодорожной перевозки. Однако заместитель генерального директора Александр Сирченко заметил, что туроператору очень пригодился опыт, накопленный при реализации внутрироссийских чартерных программ. Например, методики подготовки программ торжественного приема туристов, прилетающих на первых чартерах, или создания уникального турпродукта в регионах. Сирченко уверен, что реализация проекта «Сибирь здесь!» может стать толчком для возрождения железнодорожного туризма.
«Но предстоит еще решить немало организационных вопросов между туристическими сообществами разных субъектов РФ, связанных как с созданием турпродукта, так и обеспечением стандартов обслуживания. Как показывает практика, когда межрегиональный маршрут реализуется, туристы хотят получать унифицированные услуги на всем его протяжении, а это непростая задача. Плюс очень важно уже на этом этапе заняться активным продвижением проекта, используя возможности и федеральных, и региональных органов власти. Не просто создать турпродукт, еще сложнее донести информацию о нем до туристов», - подчеркнул эксперт.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина считает, что железнодорожный туризм в России – одно из самых перспективных направлений развития внутреннего туризма.
«Мы находимся в начале большого пути, так как путешествие по стране на поездах, столь развитое в советские годы, сейчас только начинает возрождаться. О том, что это направление уже востребовано, говорят цифры: в прошлом году пассажирами туристических поездов стали 940 тыс. человек. Уверена, в этом году их количество перевалит далеко за миллион, ведь сегодня функционирует уже 90 маршрутов, объединяющих 45 регионов», - сказала она на пресс-конференции.
Однако, по ее словам, развитию этого вида туризма могут препятствовать пробелы в законодательстве, так как сейчас в нем нет таких терминов, как туристический поезд или железнодорожный туристический маршрут. Соответственно отсутствуют правила и требования к подобного рода поездам и маршрутам.
«Мы потратили больше полутора лет, чтобы доказать, что такие поезда востребованы. Но в конце прошлой сессии, буквально в последний день, мы приняли законопроект о железнодорожном туризме в первом чтении. Сегодня активная работа идет над поправками, и я уже могу с твердой уверенностью сказать, что в эту сессию данный законопроект мы примем. Это позволит не только Минтрансу и РЖД разработать соответствующие правила и требования к перевозкам, но и даст возможность РЖД за счет поступающих средств более активно развивать подвижной состав, заказывать более комфортные вагоны, а «РЖД-тур» создавать новые туристические маршруты», - подчеркнула депутат.