
РСТ: почему действующие правила пользования маломерными судами тормозят развитие активного туризма

Туроператоры по активному отдыху предлагают пересмотреть устаревшие требования к маломерным прогулочным судам. Они не позволяют снизить цены на подобные услуги и тормозят развитие активного и приключенческого туризма в стране, сообщил на стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ) «Приключенческий туризм» член профильного комитета объединения, гендиректор компании «Дальневосточные экспедиции» Бахт Мавланов.
«Маломерные суда активно используются в турах в Мурманской области, на Камчатке, в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях. Это позволяет организовывать увлекательные морские путешествия, в ходе которых туристы могут наблюдать за природой и животными. Они набирают популярность, многие программы удачно конкурируют с аналогичными в других странах. Однако морально устаревшее законодательство не успевает за развитием этого отдыха и порой практически обнуляет весь положительный мультипликативный эффект от развития такого туризма, вынуждая турфирмы уходить в тень», – сказал он на сессии.
Как пояснил эксперт, согласно действующему законодательству маломерное судно должно быть не более 20 метров в длину и принимать на борт не более 12 человек. Под эту категорию подходит и резиновая лодка длиной 5 м, которая действительно может принимать не более 12 человек, и катамаран длиной 14 м, который конструктивно может принимать 21 пассажира с учетом всех требований безопасности. «Но мы не можем их взять на борт. Соответственно, если мы принимаем меньше пассажиров, мы несем больше затрат, вынуждены повышать цен, и они оказываются более высокими, чем в большинстве других стран, предлагающих такие же услуги», – пояснил Бахт Мавланов.
Еще больший разброс в размерах и вместимости у прогулочных судов, однако все они получают одинаковые разрешительные документы. Пятиметровая прогулочная лодка «Фрегат ПВХ» вмещает 12 человек. «Омега Сталь» длиной 30 м – это тоже прогулочное судно и ему, несмотря на размеры, разрешено также перевозить не более 18 человек. Из них 6 человек – это экипаж, то есть пассажиров, которые платят за тур, все те же 12 человек. При этом конструктивно судно может принять до 300 человек.
Бахт Мавланов полагает, что давно назрела необходимость внести изменения в действующее законодательство. «Можно посмотреть на зарубежный опыт. Например, Турция, Австралия, Таиланд. В Таиланде катер длиной 14 м может перевозить 62 человека, у нас – 12, из них коммерческая составляющая – всего 10 человек, а остальные – экипаж. В итоге такой же тур у нас на Шантарских островах стоит $550. Очевидно, что это одна из причин, которая тормозит развитие приключенческого туризма у нас в стране», – отметил он.
По его словам, необходимо увязать допустимую вместимость маломерных судов с их конструктивными характеристиками, а не просто ограничить 12 пассажирами, как сейчас. Кроме того, необходимо более четко разграничить пассажирские перевозки, круизы и морские прогулочные экскурсии в плане получения лицензии на них, так как сейчас они все подпадают под категорию пассажирские перевозки. Необходимо также устранить бюрократические препятствия в освидетельствовании судна в морском и речном регистрах – требования фактически едины, но процедуру приходится проходить дважды. Плюс, как полагает эксперт, необходимо упростить законодательство в сфере морских экскурсий и прогулок на маломерных судах – сейчас для них нужна лицензия на перевозку пассажиров.
Эксперт отдела государственной инспекции по маломерным судам управления безопасности людей на водных объектах МЧС России Андрей Лунькин обнадежил туроператоров, что в ближайшее время в сфере коммерческого использования маломерных судов ожидаются позитивные перемены. МЧС разработало законопроект «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов». В нем, в первую очередь, пересматривается понятие «маломерное судно» и его определение. Законопроект готовится к рассмотрению в Государственной думе России.
Кроме того, маломерные суда, используемые в коммерческих целях, должны вновь перейти в ведение МЧС. «Сейчас они регулируются Минтрансом. После принятия закона контроль снова будет осуществляться МЧС. Думаю, будет у вас на борту уже не 12 человек, а порядка двадцати, в зависимости от характеристик судна и требований технического регламента Таможенного союза», – пообещал Андрей Лунькин на сессии РСТ.
Как напомнил на сессии вице-президент РСТ, директор компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов, в 2023 году РСТ совместно с МТС Travel провел исследование, посвященное популярности в России активного туризма. Оно показало, что активный и приключенческий туризм в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 30%, что значительно опережает рост традиционного туризма. Однако существующие статистические методики не позволяют правильно считать активных туристов.
«Активный туризм выступает одним из драйверов развития внутреннего туризма в стране. При этом учитывать таких туристов не просто, так как они путешествуют по очень удаленным местам, редко ночуют в гостиницах. В связи с этим РСТ предложил Минэкономразвития расширить статистику показателей туризма показателями операторов больших данных, чтобы объективно оценивать изменения потоков на территории, видеть тепловые карты перемещения туристов и динамику изменения их предпочтений», – подытожил Вадим Мамонтов.