Доля апартаментов и апарт-отелей в запросах туристов, выбирающих летний отдых, ежегодно растет. По данным сервиса онлайн-бронирования «Островок», в июне 2024 года она превысила 30%. Туроператоры также отмечают опережающий рост спроса на подобное размещение.
Доля апартаментов в структуре бронирований растет из года в год: в июне 2024 года она составила 32%, в 2023 году насчитывала 27%, а в 2022 году – 22%. В некоторых регионах на такие объекты размещения приходится почти половина от всех бронирований – в основном, это направления для экскурсионного отдыха. В Калининградской области на апартаменты и апарт-отели приходится 64% от всех бронирований, в Новосибирской области – 46%, в Татарстане – 47%, в Санкт-Петербурге – 43%, отмечают в пресс-службе “Островка”.
Кроме того, по данным сервиса, в объектах такого типа этим летом наблюдается самый высокий рост числа бронирований по сравнению с традиционными отелями – на 27% относительно прошлого года.
Данные подтвердила коммерческий директор туроператора «Алеан» Оксана Булах.
“В нашей компании число бронирований апартаментов выросло в этом году на 30%», – уточнила она.
Среди преимущества апартаментов и апарт-отелей глава пресс-службы “Островка” Анита Гусич назвала наличие кухни, которая позволяет сэкономить на питании, и площадь – в отличие от небольших гостиничных номеров апартаменты обычно имеют несколько комнат, что удобнее для размещения с детьми. Важную роль играет и ценовой фактор: апартаменты входят в число самых бюджетных форматов размещения на отдыхе. Средняя стоимость забронированной ночи в апарт-отелях в июне составляет 5,8 тыс. рублей, в апартаментах – 5 тыс. рублей.
Такой вариант размещения, по словам Булах, выбирают, прежде всего, семьи и компании от 3-4 человек, что, в зависимости от региона, обходится дешевле на 7-20%, чем аналогичные по комфорту номера в отелях. Для семей с маленькими детьми важно еще и наличие мини-кухни.
По мнению генерального директора компании “Дельфин” Сергея Ромашкина, оба сегмента растут, однако спрос на апартаменты и частное размещение увеличивается все-таки быстрее. Происходит это, главным образом, за счет того, что апартаменты в полтора-два раза дешевле отелей.
“Думаю, что процентов 65 размещаются в отелях, остальные – в апартаментах, квартирах, частных и гостевых домах”, – оценил он заинтересованность туристов.
По словам Ромашкина, заметнее всего тенденция проявляется в лидирующих по турпотоку регионах – Краснодарском крае, Москве, Санкт-Петербурге, Крыму и Татарстане.
“У них гигантский отельный номерной фонд и еще больший объем частного и апарт-размещения. В этом году, например, наблюдается бум интереса к квартирам и апарт-отелям в Петербурге. Отчасти это происходит из-за того, что отели часто бывают полностью загружены. Из пятерки лидеров только в Крыму нет дефицита гостиничных номеров. Не припомню случая, чтобы не хватило объемов в апартах и гостевых домах, а вот проблема отсутствия мест в нормальных отелях в центре – сколько угодно”, – пояснил Ромашкин.
Эксперт добавил, что в России сотни малых городов, в которых лишь один-два отеля, а интерес к поездкам туда, в том числе и в не совсем туристические места, сегодня огромный.
“Квартиры же и пригодные для приема гостей домики есть везде. К примеру, в Териберке есть лишь пара гостиниц, а туристов поселок принимает очень много, и места для их размещения всегда находятся”, – отметил он.
Спрос на апартаменты в продажах «Алеана» распределился следующим образом: апартаменты в Сочи – 52% от всего объема бронирований апартаментов и апарт-отелей по России, в Санкт-Петербурге – 21%, в Калининградской области – 16%, в Москве – 2%, в Крыму – 2%, на курортах Кавминвод – 2%, в Казани – 1,5%. Наибольший прирост показали Калининградская область (в 2 раза), Москва (+70%) и Казань (+50%).
По словам Оксаны Булах, в регионах с ограниченным номерным фондом, например, в Калининградской области, апартаменты позволяют удовлетворить растущий туристический спрос.
“Около 60% объектов в портфеле “Алеана” в Калининградской области – это апартаменты. В курортных регионах некоторые инвесторы заключают договоры с гостиничными управляющими компаниями на создание инфраструктуры на территории апарт-комплексов и последующее сопровождение и продажу номерного фонда”, - сказала она.
По данным “Островка”, самый значительный скачок спроса на такое размещение отмечается в Приморском крае, где объемы бронирований выросли почти в три раза относительно прошлого июня, а также в Крыму – почти в два раза, в Татарстане, Нижегородской и Ростовской областях – в полтора раза. В Краснодарском крае, Ставропольском крае, Калининградской области и Дагестане спрос на апартаменты и апарт-отели вырос в пределах 30%.
Как рассказала Оксана Булах, рынок апартаментов активно развивается в Москве, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Калининградской области, Екатеринбурге и Новосибирске. Так как эта концепция привлекательна для частных инвесторов, большинство новинок среди объектов размещения относятся именно к апартаментам и апарт-отелям. Некоторые объекты проходят реновацию и переходят на формат работы апарт-отеля. Например, в Сочи реновируют и перестраивают под комплексы апартаментов пансионаты “Весна” (апарт-отель Volna) и “Нева” (“Azimut Парк Отель Plus Residence”).
По данным “Островка”, самым востребованным типом размещения у сервиса остаются гостиницы – на них приходится 51% от всех бронирований этим летом. На апартаменты и апарт-отели – 32%. Намного реже туристы выбирают гостевые дома (12%), хостелы (4%), кемпинги, глэмпинги, виллы и коттеджи (1%).