По данным туроператоров, в январе-феврале спрос на речные круизы по России в летнюю навигацию опережает показатели прошлого года на 15-25%. Аудитория такого продукта заметно помолодела: все чаще круизы покупают семейные пары 35+ с детьми.
«Обычно заметное оживление продаж бывает перед новогодними каникулами. Постоянные туристы стараются в рамках раннего бронирования заказать себе именно тот круиз и каюту, которые они хотят. После новогодних праздников идет спад, но не в этом году. Многие круизные операторы отметили хорошие темпы бронирования уже не постоянных клиентов, а новых. Рост продаж в январе составил в среднем 15% по сравнению с прошлым годом. При анализе выяснилось, что рост идет в основном за счет молодой семейной аудитории», - сказал руководитель комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по речным круизам, директор компании «Круиз» Алексей Растегаев.
В январе средний прирост объемов раннего бронирования круизов, по его данным, составил примерно 15%. Наиболее популярны речные путешествия на 7-10 дней. В целом на рынке растет интерес к односторонним круизам-половинкам с выездом из одного города и возвращением в другой, но молодые пары с детьми предпочитают именно круговые туры, поскольку им удобнее уезжать и возвращаться в одно место.
По словам Растегаева, интерес к круизам со стороны семей с детьми был очевиден уже в прошлом году - компании научились работать с этой аудиторией. Генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский подтверждает: если раньше внимание федеральных и региональных операторов было направлено, в первую очередь, на каюты и рестораны, то последние несколько лет – на создание детских и подростковых клубов, качественную анимацию, разнообразный досуг и даже детские экскурсии.
«Очевидно, что речные круизы не могут быть полной альтернативой морю. Но, учитывая, какие возможности для детского отдыха сейчас предоставляют круизные операторы, как много в таких круизах познавательного для детей и как это ценят многие родители, частичная замена вполне возможна. Приобретаются обычно круговые 7-10-дневные маршруты, бронируется не бюджетное, а комфортное размещение. На среднестатистическом лайнере, рассчитанном на 260 пассажиров, сейчас часто бывает до 40-50 детей. Это невозможно было себе представить 10 лет назад», - говорит эксперт.
По словам заместителя генерального директора компании «ВодоходЪ» Ильи Суховольского, в 2024 году доля детей составила 11% от общего количества пассажиров круизов.
«В прошлую навигацию у нас было немало рейсов, когда дети на борту составляли от 70 до 120 человек - почти 50% от общей вместимости круизного судна. Аудитория речных круизов по России заметно молодеет: все чаще их покупают семейные пары 35+. Доля детей тоже растет. Сейчас детских путевок забронировано больше на 16% по сравнению с прошлым годом, до конца сезона мы прогнозируем кратный рост продаж по детскому тарифу», - рассказал он.
Учитывая современные запросы на семейный отдых, «ВодоходЪ» на своих кораблях организует удобные пространства для разных возрастных групп. В 2025 детские комнаты появятся на теплоходах «Константин Симонов», «Зосима Шашков», «Леонид Соболев», «Георгий Чичерин».
«Из 26 судов, которые выйдут на маршруты, к началу навигации детские клубы будут работать на 24. В целом мы организуем более 90 тематических круизов с усиленной детской анимацией», - уточнил Суховольский.
Михайловский также отметил значительный рост продаж в начале 2025 года.
«Январь действительно оказался очень активным в плане бронирований, на некоторых круизных направлениях рост в 2-3 раза. В среднем по количеству туристов видим прирост за первые зимние месяцы на 20-25%. Еще больше выросло число заявок от агентств, прежде не продававших круизы. Основной поток запросов касается помощи в подборе круизов, которые подходят для семейного отдыха, для туристов с детьми, ищущих альтернативные варианты морю на это лето. Их было так много, буквально шквал, что мы решили провести внеочередной обучающий интенсив для агентств, которые до сих пор активно не работали с круизами», - сказал он.
По оценке Росречморфлота, число пассажиров речных круизных теплоходов в России в навигацию 2024 года превысило 500 тыс., что на 20% больше, чем годом ранее.