Сегодня из-за увеличения стоимости отдыха многие россияне вынуждены проводить отпуск дома и на дачах. Так, по данным компании “Слетать.ру” средний чек отдыха с авиаперелетом по России этим летом составляет 122 500 рублей, годом ранее эта цифра составляла 85 500 рублей. За отдых в Турции в этом году придется в среднем отдать 245 500 рублей, средний чек на тур в Египет - 192 600 рублей. Стоимость отдыха в кемпинге при активном развитии этого сегмента должна составлять от 1 500 до 3 500 тыс. рублей в сутки на семью из четырех человек в зависимости от типа средства размещения. Такие данные были представлены на панельной дискуссии "Управление кемпингами: регулирование, возможность развития, рост".
Развитие кемпинг-индустрии в нашей стране имеет огромный потенциал. По словам члена экспертного совета при Комитете Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, эксперта комиссии РСТ по кемпингам, глэмпингам и некапитальным объектам размещения Николая Дмитриева, по результатам одного из последних исследований ВЦИОМ, 33% туристов во время отпуска живут у родственников и друзей, 26% останавливаются в гостиницах и отелях, 18% снимают жилье, 11% выбирают гостевые дома. 8% респондентов во время отдыха останавливаются в палаточных лагерях. Это “дикие” туристы, которые остаются незамеченными для государства. По предварительным подсчетам, если бы 15% российских семей проводили две недели в год в кемпингах, ежегодная выручка составила бы около 200 миллиардов рублей. Выручка в смежных сегментах (покупки сувениров, заправки на АЗС, посещения музеев и ресторанов) была бы еще выше - около 350 миллиардов рублей. Потенциальный объем рынка кемпингов на сегодняшний день - 5 тысяч объектов. В год россияне могли бы совершать от 20 до 26 миллионов поездок в кемпинги.
Менее 1% процента путешественников выбирают для отдыха караванеры и автодома - это всего лишь около 30 000 человек в России. Развитие индустрии кемпингов будет способствовать увеличению и этой группы туристов.
По словам заместителя председателя Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Государственной Думы РФ Натальи Костенко, создание бюджетных площадок для сезонного отдыха и популяризация такого вида туризма является важной задачей для государства в связи с ежегодным ростом стоимости отдыха.
По мнению экспертов, кемпинги будут популярны среди широкого круга туристов. В списке целевой аудитории - семьи с детьми и молодежь, семейные пары и группы школьников. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается всего около 400 кемпингов, при этом добровольную классификацию прошли лишь 50 из них. По словам Николая Дмитриева, все существующие объекты загружены в сезон и сегодня в России ощущается острая нехватка этих средств размещения, особенно на территории Кавказа и в Крыму. Хуже всего дела обстоят с комфортными и безопасными кемпингами.
“Даже эти 50 под вопросом с точки зрения соответствия стандартам. Современный кемпинг - это, в первую очередь, сезонное средство размещения с некапитальными строениями. Кемпинг обязательно должен предоставлять комфортный сервис - оборудованные площадки для размещения палаток, караванов и автодомов, чистые и постоянно убираемые туалеты и душевые, кухни и места приема пищи, возможно, прачечные, а также возможности для досуга - спортивные площадки для детей и взрослых, расположенные как можно ближе к средству размещения. В европейских кемпингах есть и бассейны”, - подчеркнул Николай Дмитриев.
По словам эксперта, самое большое сосредоточение кемпингов в нашей стране должно быть между Москвой и Санкт-Петербургом, двух крупнейших агломераций. Кемпинги также являются прекрасным дополнением к капитальным средствам размещения. Прекрасный пример такого удачного соседства есть в Суздале. Строительство кемпингов стоит запроектировать и рядом с объектами, которые будут строиться в рамках проекта “5 морей и озеро Байкал”. Так, кемпинг площадью около 4-5 гектаров, вместит в себя 310 участков для размещения туристов, затратив на строительство менее одного года. Проживать там смогут почти 1000 человек - одна точка размещения рассчитана на 4 туристов. При этом ее площадь может быть разной - автодома займут 80-100 метров, машина с палаткой - 50-60 метров. Объем инвестиций в такой объект составит от 70 до 135 миллионов рублей. А при условии 60% загрузки объекта, работающего с мая по сентябрь, его окупаемость составит всего 3 сезона.
Важно, чтобы на на территории кемпингов находились административный блок, комфортная парковка и бесплатные удобства, удовлетворяющие санитарные потребности гостей, круглосуточная охрана и тревожная кнопка считает заместитель руководителя АНО “Российская система качества” Юлия Михалева. При этом следует классифицировать кемпинги по единому стандарту. Градация будет способствовать созданию необходимых комфортных условий в таких объектах размещения.
Кроме того, развитие кемпинг-индустрии будут стимулировать потребление товаров, предназначенных для активного отдыха.
Генеральный директор компании “БАСК” Владимир Богданов оценил текущий объем российского рынка товаров для активного отдыха в 200 млрд рублей. Сюда входят одежда, обувь, рюкзаки, спальники, палатки, посуда и аксессуары. Для сравнения эти показатели в 3-4 раза ниже европейских 2005 года. По мнению эксперта, доля таких товаров сейчас в России около 7% или 14 млрд рублей в денежном эквиваленте. С развитием кемпингов, эта сумма легко увеличится в два раза, а это примерно 2 млрд рублей дополнительных налогов.
Руководитель подкомитета “Инфраструктура и услуги для туризма” Технического комитета по стандартизации ТК 366 Голиков Дмитрий отметил возможности интеграции инструментов "зелёной" экономики для развития индустри кемпингов. Такие примеры уже есть в других отраслях. Но для этого необходимо формирование системы оценки качества создаваемых объектов и используемой инфраструктуры, а также создание критериев поддержки реализуемых проектов за счёт корпораций развития. Это даст дополнительно возможности привлечения финансирования за счёт частных лиц, в том числе с использованием различных финансовых инструментов.