Новости
17.02.2025

РСТ: развитие в России сети кемпингов необходимо в первую очередь для автотуристов с детьми

В России кемпинг-туризм пока развит слабо, учитывая масштабы территории и потенциальный объем рынка.  Как считают эксперты, кемпинги нужны в первую очередь автотуристам, которые путешествуют с детьми. А их число, по данным Росстата, уже достигло 8 млн человек.

«Эти семьи с удовольствием пользовались бы кемпингами, но в прошлом году добровольную классификацию ClassCamp прошли только 65 объектов, а всего их в России – 445 таких, из них комфортных – еще меньше. Даже если была бы тысяча, это капля в море для такой страны. Сейчас туристы чаще всего пользуются дикими стоянками в водоохранной зоне, что всегда было нарушением закона. Но делают они это потому, что банально нет кемпингов. Потенциальная емкость рынка – минимум 5 тысяч объектов», - рассказал директор АНО «Твой Кемпинг» Николай Дмитриев в ходе онлайн-дискуссии по развитию в России системы кемпингов, организованной Российским союзом туриндустрии (РСТ).

Он подчеркнул, что в первую очередь кемпинги необходимы именно для поездок семей с детьми и на них нужно ориентироваться.

«Преимущество такого путешествия в том, что арендовать участок земли недорого, а проживать на нем можно с двумя-тремя детьми, поставив две или три палатки. Таким же образом хотели бы путешествовать по стране возрастные пары и совершеннолетняя молодежь. Четвертая категория – школьные группы. Это городское население, поэтому мы говорим про кемпинги, расположенные максимально близко к крупным городским агломерациям. Сейчас же большинство кемпингом сосредоточены на Черноморском побережье, в Крыму и на Кавказе, и летом туда попасть невозможно. В Центральной России, особенно между Москвой и Санкт-Петербургом, кемпингов практически нет, а если и есть, то оставляют желать лучшего», - заметил Дмитриев.

Эксперт подчеркнул, что развитие автотуризма без кемпингов просто невозможно. По его словам, самая затратная часть строительства таких средств размещения – подготовка земельного участка: дренаж почвы и электрификация. Местами необходимо снять грунт, где-то подсыпать земли, всё выровнять – это стоит порядка 140-150 млн рублей. При ставке рефинансирования 30% на окупаемость проект выйдет через 4-4,5 сезона при загрузке кемпинга 60% с мая по сентябрь и стоимости размещения от 1,3 до 3,5 тыс. рублей за семью.

При строительстве большого кемпинга надо закладывать стоимость одного места порядка 500 тыс. рублей максимум – с учетом развитой инфраструктуры, включая бассейн. Место в глэмпинге в среднем стоит 2 до 5 млн рублей, в отеле – 10-15 млн, соответственно и окупаемость таких объектов гораздо дольше.

«Очень важно, что в кемпингах низкие затраты на персонал, в среднем одного сотрудника достаточно на 50-70 туристов. И чем больше кемпинг, тем меньше персонала требуется, потому что турист все делает самостоятельно. Санитарные блоки необходимо строить капитально: прежде всего душ, туалет, прачечную, зону ресепшн. В России такие объекты уже есть и прекрасно справляются с большим турпотоком», - отметил Николай Дмитриев.

По его словам, многие известные эксперты в области туризма зачастую приводят в пример Европу, чаще всего Францию или Италию, где десятки тысяч кемпингов. Правда, у них климат другой, а в Центральной России холоднее и сезон короче.

«Для примера больше подходит Канада, где вклад в ВВП 6 млрд канадских долларов дает именно кемпинговая индустрия. Интересен и опыт Китая, сделавшего сумасшедший рывок в развитии кемпинговой индустрии, а ведь еще в 2020 году кемпингов там практически не существовало, как и сейчас в России. Пандемия подстегнула эту отрасль: в 2022 году была принята государственная программа, и сейчас комфортные кемпинги строятся в Китае всюду, в том числе в городских парках. В целом в странах, где сегмент кемпинга развит, более 30% семей регулярно так путешествуют, а в США этот показатель равен 45%», - пояснил он.

Дмитриев добавил, что кемпингам, как показывает пример других стран, нужна поддержка на государственном уровне, в том числе со стороны администрации муниципалитетов. А пока этого нет, предприниматели в регионах не проявляют особой заинтересованности к строительству кемпингов.

Источник:
Новости туризма
Новости

Поделиться в соц. сетях