Эксперты РСТ при поддержке туротрасли неоднократно обращались к регулятору с постановкой проблематики выездного туризма и инициативами по снижению нагрузки на туроператоров. Сегодня эта инициатива приобрела конкретную форму - предложение по формированию альтернативного инструмента по защите прав потребителя.
Эксперты РСТ уверены, что в случае появления нового альтернативного фонда, который придет на смену фонду персональной ответственности и институту страхования ответственности туроператоров, произойдет снижение нагрузки на бизнес, и неизбежно - снижение стоимости туров для конечного потребителя.
«Речь не идет о новом налоге для туристов, как это сейчас преподносится. Наоборот мы предлагаем инициативу, которая в перспективе сможет снизить стоимость выездных туров и сделать массовый выездной туризм более доступным для россиян. Как мы предлагаем это сделать?
Через снижение излишних финансовых обременений, которые сейчас возложены на туроператоров по выездному туризму. Таким образом, мы говорим о модернизации уже существующего инструмента по обеспечению защиты прав потребителя и его перезапуске в целях более эффективной работы», - рассказал президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский.
В 2012 году была создана Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ». В рамках Ассоциации были сформированы фонды страхования персональной ответственности туропрераторов, куда ежегодно отчисляются средства каждым туроператором, работающим на рынке выездного туризма.
Ранее экспертным сообществом предлагалась инициатива по введению ограничения предельного размера фонда персональной ответственности в размере 500 млн. рублей. Однако договориться об этом с регулятором не удается.
На сегодняшний день объем средств, накопленных в фондах, огромен - у самых крупных ТО он стремится превысить миллиард рублей. Эти деньги по закону не могут приносить доход и фактически просто лежат «мертвым грузом», формируя прямые убытки для бизнеса, хотя могли бы быть направлены на его развитие.
Туроператоры по выездному туризму также должны страховать свою ответственность перед третьими лицами на сумму 50 млн рублей. Сделать это в настоящий момент крайне сложно. Дело в том, что начиная с 2022 года, российские страховые компании лишились возможности перестраховывать свои риски за рубежом. В итоге часто страховые компании просто отказываются страховать туроператоров по выездному туризму, тем самым блокируя им возможность продолжать деятельность. В марте 2022 года Правительством РФ была предоставлена льгота для туроператоров занимающихся выездом, предусматривающая возможность страховать свою деятельность на сумму 25 млн. рублей. С 1 мая 2025 года срок действия льготы истекает.
При всех этих сложностях и исключительно высокой нагрузке на бизнес, говорить о полной защищенности потребителя тоже не приходится. Опыт показывает, что, выплаты туристам в случае банкротства крупного выездного туроператора на практике составляют до 30% от стоимости приобретенного турпродукта. В последний раз именно такая ситуация сложилась при банкротстве компании «Музенидис Трэвел» в 2021 году.
По мнению экспертов РСТ, все это негативным образом влияет на работу выездного турбизнеса, формирует недоверие в целом ко всей индустрии и приводит к необходимости переосмысления существующего механизма и созданию альтернативного инструмента. По мнению Ильи Уманского на смену фонду персональной ответственности «ТУРПОМОЩИ» и страхованию ответственности туроператоров может прийти единый государственный фонд, который позволит снизить ставку отчислений для каждого туроператора, и тем самым сократить издержки и стоимость турпродукта.
По расчетам Российского союза туриндустрии, достаточный размер стоимости для внесения в единый фонд может составлять не более 100 рублей за 1 реализованный тур.
«Для сравнения, сейчас туроператоры, наполняя фонд персональной ответственности в объеме 7% от объема реализованного турпродукта, несут нагрузку, в пересчете на каждый реализованный тур, в размере 1,4% при учете действующих банковских ставок. Фактически за каждый реализованный выездной тур стоимостью, например, 100 тыс. рублей туроператор платит в фонд 1,4 тыс. рублей. Как вы понимаете, чудес не бывает, и эта сумма вшивается в финальную стоимость турпродукта, которую оплачивает турист», - продолжает Илья Уманский.
Если такой фонд будет создан под государственным контролем и с его гарантиями, то это автоматически приведет к повышению уровня защищенности российских туристов и снижению нагрузки на туроператорский бизнес, что, безусловно, положительно отразится на стоимости их услуг.