Новости
12.03.2025

РСТ: спрос на отдых в российских санаториях вырос на 15-20% в 2024 году

Всплеск интереса россиян к санаторно-курортному отдыху стимулировала пандемия, но спрос продолжает расти до сих пор. По оценке эксперта Российского союза туриндустрии (РСТ), генерального директора компании «Турплатформа» Сергея Толчина, в 2024 году спрос в этом сегменте вырос на 15-20% и мог бы быть еще выше при наличии большего количества предложений. Глубина продаж санаториев в 2-3 раза превышает показатели даже популярных отелей и может достигать 6-12 месяцев.

«Спрос продолжает расти уже несколько лет подряд и является весьма стабильным. За 2024 год оцениваем рост количества запросов на такой продукт на 15-20%. Во время пандемии санатории быстро адаптировались под новые потребности в части восстановления после COVID-19, что дало существенный импульс развитию отрасли. Стоит учесть и общий рост интереса общества к своему здоровью и здоровому образу жизни», - подчеркивает эксперт.

По его словам, темпы роста в этом сегменте в значительной степени ограничиваются предложением и не развитыми каналами продаж, когда, с одной стороны, в популярных объектах за 3-4-6 месяцев уже ничего толком не забронировать, а с другой – об этом продукте потребитель и туристическая розница мало что знают.

«Мы в марте и апреле организуем серию рабочих встреч в регионах, в ходе которых популярные курортные отели и востребованные санатории Кавминвод и Сочи проводят презентации своего продукта для представителей турагентств. Такие воркшопы уже прошли в Ростове-на-Дону и Краснодаре, сегодня будет Уфа, 1 апреля – финал в Сочи. Интерес именно к санаторному сегменту на этих встречах огромный. Мы считаем, это связано с тем, что турагенты, неплохо оперирующие российским ассортиментом классических резорт-отелей, санатории знают хуже, в то время как отдых с элементами оздоровления и лечения становится все более популярным. Это видно и по загрузке таких объектов, и по тому, как улучшается их материальная база, расширяется ассортимент услуг. Клиенты стали чаще интересоваться именно таким видом отдыха, а турагенты неожиданно поняли, что далеко не всегда могут ответить на их вопросы», - пояснил директор «Турплатформы».

Как считает эксперт, многие турагенты продолжают думать, что отдых в санаториях – это что-то устарелое и подходит только пенсионерам, а на самом деле современные объекты санаторно-курортного профиля давно уже представляют собой качественный современный продукт.

«Что касается наиболее популярных программ оздоровления и лечения, можно разделить санаторные концепции на три основных направления. Первое – санатории по медицинским показаниям, куда люди едут лечить конкретные заболевания. Как правило, это сердечно-сосудистые заболевания, заболевания ЖКТ, невралгия, опорно-двигательный аппарат и так далее. Это самый консервативный сегмент с большой научно-клинической базой. Ко второму типу можно отнести стремительно набирающую популярность превентивную медицину, где клиенты получают профессиональные комплексные программы по детоксикации, живое энзимное питание, восстановление микробиома и энергетического статуса, корректируют кислотно-щелочной баланс, устраняют дефицит витаминов и других нутриентов, проходят психологическую реабилитацию и многое другое, что позволяет человеку получить заряд здоровья, сил и энергии на долгое время», - рассказал Толчин.

К третьему типу, по его словам, относится общее оздоровление при помощи более доступных технологий, таких как программы ЛФК, велнес, аппаратные процедуры, диетическое питание, общий режим отдыха и других.

«Это самый широкий сегмент рынка. Значительное разнообразие программ здесь имеет схожесть с первыми двумя концепциями, но без глубокого погружения. К сожалению, из-за массовости в этом сегменте есть объекты, которые фактически мало общего имеют с профессиональным санкуром, но выдают себя за санатории, чтобы продавать свои услуги дороже, имитируя некоторые элементы лечебно-оздоровительных программ, которые не требуют лицензирования», - добавил он.

Эксперт напомнил, что санатории есть во многих регионах РФ, но основная концентрация их исторически образовалась на южных курортах и в Кавказских Минеральных Водах. Специализация нередко привязана к климатическим и природным лечебным факторам. Где-то это наличие месторождений воды, где-то грязей, где-то особенности воздуха. Глубина продаж санаториев, по его словам, может в 2-3 раза превышать среднюю глубину продаж обычных пляжных отелей.

В 2023 году в российских санаториях отдохнули более 7 млн человек.

Источник:
Новости туризма
Новости

Поделиться в соц. сетях