1 мая 2025 года истекает срок действия льготы, предоставленной правительством туроператорам по выездному туризму в марте 2022 года. Далее им придется оформлять финансовые гарантии в размере 50 млн рублей вместо нынешних 25 млн. И участники рынка, и страховщики считают, что механизм страхования ответственности туроператоров устарел и нуждается в реформировании.
Еще до вступления в силу этой льготы страховые компании начали массово отказывать в оформлении фингарантий из-за величины суммы и высоких рисков. За последние годы фингарантии получили единицы туроператоров по выезду и, как правило, это компании, которые давно на рынке и имеют долгую историю отношений со страховщиками. Как сообщила директор филиала «Евроинс Туристическое Страхование» (ранее – ERV), глава рабочей группы по страхованию ответственности туроператоров Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Юлия Алчеева, страховщики не отказываются от страхования туроператоров, но уверены, что у него должна быть альтернатива в рамках действующего законодательства.
«ВСС в августе направил письма в Минэкономразвития, Центробанк и «Турпомощь» о том, что в случае возврата нормы закона о формировании финансовых гарантий их минимальный размер у выездного туроператора составит 50 млн рублей. Как считает ВСС, это излишняя нагрузка и на турбизнес, и на страховщиков. Сейчас у страховых компаний нет доступа к международному перестрахованию, единственная Российская национальная перестраховочная компания перегружена. Одновременно туроператоры зависят от страховых компаний, у них нет других инструментов - банковские гарантии получить еще тяжелее. Мы уверены, что один бизнес не должен зависеть от другого. ВСС считает, что выходом из ситуации может быть создание альтернативных механизмов финобеспечения туроператоров», - сказала она на втором Международном конгрессе туроператоров в Минске.
Заместитель генерального директора компании «Евроинс» Андрей Тюрин также считает, что расходы туроператоров на финансовые гарантии, по крайней мере, в формате страхования, надо уменьшать, а самих инструментов получения фингарантий должно быть больше.
«Мы хотим страховать туроператоров, но не можем, так как требуемый регулятором объем финобеспечения слишком большой, мы не имеем возможности его перестраховать, а самостоятельно справиться с таким объемом способна далеко не каждая страховая компания. Сейчас ни ВСС, ни отдельные страховщики не говорят, что их не устраивает отчетность туроператоров, основная проблема – именно в больших суммах и невозможности их перестраховать», - сказал он.
Из-за массовых отказов страховщиков в отношении фингарантий основным механизмом финобеспечения туроператоров в последние годы стали фонды персональной ответственности (ФПО). Но, как пояснил генеральный директор «Турпомощи», вице-президент Российского союза туриндустрии Александр Осауленко, и они не могут быть решением для всех компаний, особенно крупных.
«Если у средних и мелких компаний ФПО в большинстве случаев уже сформирован и достиг необходимых 7% от общей цены турпродукта, то у крупных он сейчас в среднем не превышает 1-2%, так как в 2020 году по предоставленной правительством льготе они платили не 1% от цены турпродукта, а 0,25%, а в 2021-2023 были вообще освобождены от взносов в ФПО. Сейчас им придется платить взносы в полном объеме, а для некоторых это 300-500 млн рублей. Такие значительные суммы изымаются из оборота, а могли бы работать на развитие компании и туризма в целом», - сказал Осауленко.
По его словам, в качестве варианта решения проблемы турбизнес предложил установить минимальный и максимальный предел ФПО. Минэкономразвития поддержало эту идею и ожидалось, что это может произойти уже к лету 2024 года, однако процесс затянулся, и теперь решения вопроса можно ждать в следующем году. Турбизнес также просит предоставить туроператорам альтернативу финансового обеспечения на оставшуюся сумму в виде залога, поручительства, независимой гарантии или других вариантов, предусмотренных действующим законодательством. В целом, как считают эксперты, форм страхования ответственности туроператоров должно быть больше.
По оценке экспертов РСТ, на сегодняшний день объем денежных средств, находящихся в фонде персональной ответственности, сформированном туроператорами по выездному туризму, достиг колоссальных масштабов и к концу 2024 года достигнет 3,5 млрд рублей, а резервный фонд составит не менее 570 млн рублей. Вместе с тем, эти денежные средства фактически выведены из оборота компаний, и они не могут получить никаких дивидендов от того, что резервный фонд за последние 4 года вырос ориентировочно на 200 млн рублей.
Президент РСТ Илья Уманский считает, что механизм обеспечения защиты прав туристов в случае прекращения деятельности туроператоров требует модернизации с учетом накопленного опыта и изменившихся обстоятельств.
«Страховые компании отказываются от страхования ответственности туроператоров по выездному туризму. Объем средств, перечисляемых в фонд персональной ответственности, неуклонно растет, поскольку он привязан к обороту компании, который растет вместе со стоимостью турпродукта. Какие-либо проценты от размещенных денежных средств в фондах, туроператоры не получают в связи с действующим законодательством. А суммы там не маленькие, у крупных туроператоров объем замороженных средств в фонде персональной ответственности приближается к миллиарду рублей. И при всем этом, опыт последних банкротств туроператоров показал, что предел возмещения, на который может рассчитывать потребитель, колеблется в диапазоне от 15 до 30% от стоимости тура».
Реальной альтернативой существующим инструментам, по мнению Ильи Уманского, мог бы стать единый туристический сбор в государственный внебюджетный фонд с каждого реализованного выездного турпродукта, который оплачивал бы потребитель по аналогии с туристическим налогом - он начнет взиматься в России с 1 января 2025 года при размещении в гостиницах на территории нашей страны.
Учет всех реализованных туров уже сейчас осуществляется посредством государственной информационной системы «Электронная путевка». Гарантии перед туристами, в этом случае должно взять на себя государство, а дивиденды от денежных средств, уплаченных в такой фонд, могли бы быть направлены на развитие инфраструктуры внутреннего туризма, например, на проект «Пять морей и озеро Байкал».
Президент РСТ считает, что такой подход может оказаться на порядок эффективнее в сложившейся ситуации — это своеобразный туристический аналог экспортной пошлины, направленный на развитие внутреннего туризма и обеспечение защиты прав потребителей. Администратором и гарантом в этом случае должно выступить государство.