Главные проблемы для российских туроператоров сегодня – колебания курса рубля, платежи зарубежным партнерам, изъятие из оборота средств для пополнения фондов страхования ответственности. О том, как с ними справляется бизнес, шла речь на втором Международном конгрессе туроператоров в Минске.
«Деление сообщества на туроператоров по внутреннему и выездному туризму становится все более символическим. За последние годы профиль многих туроператоров, традиционно занимавшихся в основном выездом, изменился существенно. Идет значительное перераспределение объемов в пользу внутреннего отдыха, и у многих его доля превышает выездную. Четкого деления на внутренние и выездные компании больше нет», - сказала заместитель генерального директора компании «Библио-Глобус» Ирина Костенко.
«У большинства крупных туроператоров сейчас соотношение внутреннего и выездного объемов выглядит как 60 на 40 или даже 70 на 30», - подтвердила слова коллеги генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная.
У туроператора «Интурист» доли внутреннего и выездного туризма составляют по 45%, еще 10% приходится на въездной туризм.
Главным фактором риска работы на выездном рынке Ирина Костенко назвала слабеющий рубль, который выступает не только серьезным стрессовым фактором для туристов, но неизбежно ведет к подорожанию услуг и, как следствие, падению продаж. Еще одна проблема – усложнение платежей зарубежным партнерам.
«Объем международной авиаперевозки вырос на 40% за последний год, это несомненный плюс, который стабилизирует цены на выездном рынке. Но одновременно продолжается усложнение системы взаимных платежей с зарубежными партнерами, которое дает удорожание продукта на 9-10%, и это нивелирует снижение стоимости перевозки», - заметила эксперт.
Кроме того туроператоры, которые работают на выездном рынке, несут серьезные расходы по наполнению страховых фондов «Турпомощи».
«Изымая на это большие средства, мы не вкладываем их в развитие бизнеса. Это серьезная проблема, которую не решить отдельными точечными мерами, как, например, льготы правительства на выплату взносов. Решение проблемы лежит в другой плоскости, и нам, как отраслевому сообществу, нужна консолидация в этом вопросе», - сказала Костенко.
По словам Подгорной, гарантийная нагрузка на туроператоров такова, что «рубит малый и средний бизнес». Соруководитель комиссии Российского союза туриндустрии по выездному туризму, заместитель генерального директора туроператора Fun&Sun Александр Сирченко считает, что расходы непомерны и для крупного бизнеса.
«Существующий механизм финансовых гарантий в принципе работает, но есть ряд моментов, связанных с наполнением фонда персональной ответственности туроператоров (ФПО), который очень беспокоит бизнес. Сейчас механизм ФПО стал тормозом для развития компаний, так как они вынуждены изымать из производства большие суммы и замораживать их в фонде «Турпомощи». При этом от управления накопленными средствами растет процент, но и его мы не можем использовать. В случае нашей компании речь идет о миллиардных суммах», - сказал он.
Среди проблем работы на внутреннем рынке Ирина Костенко назвала и нехватку номерного фонда на основных курортах страны, старение этого фонда и подорожание гостиничных услуг: «Уже этот год показал, что туроператорам стало труднее расти, нам становится тесно, так как спрос есть, но номеров не хватает».
Правда, по словам эксперта, в создавшейся ситуации есть и свой плюс.
«На рынок вернулась конкуренция, причем, что важно, не ценовая, когда конкуренты просто ставят цены ниже среднерыночных. Туроператоры сейчас довольно креативно диверсифицируют продукт – кто-то организует туры на круизном лайнере, кто-то – на поезде. И это, несомненно, на пользу развитию туризма», - сказала Костенко.