
В РСТ обозначили основные проблемы, мешающие развитию детского инклюзивного туризма

На сегодняшний день в России по данным Росстата насчитывается около 11 млн людей с инвалидностью, из них более 700 тысяч - это дети. Количество людей с ограниченными возможностями, которые участвуют в туристических и экскурсионных программах, постоянно растет, а значит повышение доступности туристических услуг для этой категории граждан приобретает все большее значение. Эксперты РСТ уверены, что развитие инклюзивного туризма – одна из важнейших задач индустрии гостеприимства в ближайшее время.
“С каждым днем развитие инклюзии в нашем обществе начинает играть все более важную роль. Реализация возможности для всех людей с особенными или индивидуальными потребностями, особенно детей, полноценно участвовать в туристических поездках по всей России, вести насыщенную интересную жизнь и получать удовольствие от путешествий невозможна без создания адекватных современных условий”, - отмечает руководитель Проектного офиса РСТ по детскому туризму Елена Перескокова.
Эксперт полагает, что подход к развитию инклюзивного туризма нуждается в системности. Он должен включать в себя адаптацию туристических объектов и инфраструктуры под “особенных” туристов. Важный момент - привлекательные туристические дестинации должны быть доступными не только физически. Информация об этих объектах, данные об особенностях их функционирования (навигация, оказание услуг на месте и т.д.) также должна быть адаптирована для детей с особенностями здоровья. Кроме того, важно разрабатывать и специальные туристические маршруты для такой категории путешественников.
Сейчас в России насчитывается 2 442 организации отдыха детей, имеющие возможность принимать детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Среди них есть учреждения стационарного типа как сезонного, так и круглогодичного действия.
По словам Елены Перескоковой, сейчас основным препятствием для развития инклюзивного туризма в нашей стране является недостаток доступной инфраструктуры. Многие отели, объекты туристической инфраструктуры и достопримечательности нельзя назвать приспособленными для визитов людей с ограниченными возможностями. Речь идет о банальном отсутствии подъемников для инвалидных колясок или специальных номеров в отелях. Транспорта, адаптированного для перевозки маломобильных граждан, также не хватает. Исправить ситуацию, по мнению эксперта, могли бы государственные и частные инвестиции в создание доступной среды в туристических локациях.
Кроме того, малые и средние туристические предприятия, желающие адаптировать свои услуги для всех категорий путешественников, нуждаются в государственной поддержке - это может быть предоставление правительственных грантов или субсидий для развития доступной инфраструктуры, отмечает Елена Перескокова. А учреждения с полностью оборудованной доступной средой вправе претендовать на налоговые льготы.
Другая важная проблема связана с недостатком квалифицированного персонала, обученного, в том числе, морально-этическим нормам общения с людьми с инвалидностью и оказанию ситуационной помощи. Не все работники в туристической отрасли имеют достаточные знания для работы с детьми, которые имеют специфические потребности. Недостаточное внимание или неаккуратное отношение к таким клиентам может сформировать у них негативный опыт путешествий.
“Социокультурные барьеры представляют не меньшую проблему, чем отсутствие необходимой инфраструктуры. Дети, которые однажды сталкиваются с непониманием и предвзятым отношением со стороны других туристов или персонала объектов туристической инфраструктуры, получают травмирующий негативный опыт, который запоминается надолго”, - отмечает эксперт.
Создание инклюзивной среды, где каждый ребенок может успешно развивать свой потенциал, обсуждалось недавно в Сургуте на II Всероссийском Форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», куда впервые к участию были приглашены семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Участниками форума было разработано семь концепций двухдневных инклюзивных образовательных программ путешествий для семей с детьми по Ханты-Мансийскому автономному округу. Елена Перескокова уверена, что такая работа должна проводиться в каждом регионе.
“Все разработанные программы адаптированы под потребности участников путешествия и соответствуют важным параметрам. Во-первых, обязательно проведение подготовительной работы к путешествию - следует заранее определить маршрут и проанализировать доступность инфраструктуры посещаемых объектов и территорий. Важно также привлечение дополнительных ресурсов, например, найм ассистентов, сурдо- и тифло- переводчиков. Программа путешествия должна учитывать интересы как ребенка с повышенными потребностями, так и его родителей или других сопровождающих.”, - отмечает эксперт.
Кроме того, необходимо позаботиться об обеспечении психологической безопасности юного путешественника. При проведении туристического маршрута важна доступность медицинского и психологического сопровождения.
“Туристические программы, экскурсии, уроки в музее имеют большой потенциал для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но для этого необходимо адаптировать формы проведения, содержание экскурсий и туристических программ в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности, обеспечить дифференцированные и психолого-педагогические условия”, - рассказала Надежда Самойлова, директор Центра развития открытого образования МПГУ.
Важный момент - принимать участие в этой серьезной работе должны не только специалисты сферы туризма и гостеприимства, но и узкие специалисты - дефектологи, психологи и педагоги.
При этом успешные примеры создания программ для туристов с ограниченными возможностями здоровья уже есть. Так, например, туроператор Anex первым из крупных российских туристических компаний выставил в продажу туры по национальному маршруту “Путешествие мечты” в Калининградской области. Тур рассчитан на 8 дней. В его программе собраны самые известные локации и достопримечательности региона. При этом маршрут “Путешествие мечты” подходит для смешанных групп - людей с инвалидностью и без.