В основе принятых недавно Госдумой и разрабатываемых законопроектов, регулирующих деятельность в сфере туризма, лежит стремление государства к максимальной легализации отрасли, считает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгий Мохов. По словам эксперта, среди наиболее значимых изменений – масштабная реформа классификации отелей и новый отраслевой закон.
Как пояснил юрист, выступая на семинаре в рамках выставки «Интурмаркет» в Нижнем Новгороде, новый закон о туризме – это документ на ста листах, который в принципе меняет процесс финансового обеспечения туроператоров, исключает понятие фондов персональной ответственности, институт ассоциации «Турпомощь» как механизма сбора денег и вообще по существу страхование ответственности.
Для гарантий прав туристов будет создан фонд
«Будет создан под управлением государственной организации фонд, обозначенный как «Гарантирование прав туристов». Он будет складываться из отчислений туроператоров по выездному туризму, но из текста следует, что и по внутреннему, скорее всего, тоже. Сумма отчисления пока не понятна, но она будет увязана с электронной путевкой. Данные о цене турпродукта передаются туроператором в электронную путевку, от нее идет некая микросумма, которая наполняет общий фонд гарантирования прав туристов на случай банкротства турфирм. Пройдет это или нет, сказать трудно. Насколько я знаю, этот проект разработан, но в Госдуму пока не внесен, хотя структура его уже утверждена», - заметил Мохов.
По его словам, в новом законе помимо туроператора и турагента появляется еще один субъект рынка – организатор туризма. Логика решения следующая. Для туроператоров по выездному туризму понятие турпродукта формируется как размещение плюс перевозка с места жительства в России в страну пребывания. Турагенты продают продукт туроператоров. А организаторы туризма в сфере внутреннего туризма вправе оказывать любой комплекс услуг.
«Удастся ли инициаторам законопроекта реализовать эту идею, пока не ясно, но направление мысли понятно. Государству важно расширить количество поднадзорных субъектов по внутреннему туризму, дать возможность легализации и юридическим лицам, и индивидуальным предпринимателям, и самозанятым. Дать им возможность реализовывать туруслуги, не становясь туроператором, войдя при этом в орбиту государственного контроля. Они должны легализоваться, для них будет соответствующий реестр. Новому законопроекту о туризме уже три года, его начал готовить Ростуризм, потом он перешел в ведение Минэкономразвития. Очевидно, что в этом году этого закона не будет, однако уже осенью мы можем увидеть его в первом чтении в Госдуме, потому что есть государственная задача максимальной легализации в сфере турбизнеса. По этой же причине в классификацию включены кемпинги-глэмпинги», - пояснил юрист.
Классификация включает все объекты размещения
Как напомнил Мохов, реформа классификации объектов размещения в туриндустрии принципиально меняет подход к этой сфере деятельности, так как касается всех средств размещения.
«Раньше закон и все процедуры не затрагивали кемпинги, базы отдыха, то есть некапитальные средства размещения. С 1 января 2025 года у нас к объектам классификации относятся в том числе некапитальные средства размещения, базы отдыха, кемпинги. А также глэмпинги, определение которых не было прописано в законодательстве с юридическими характеристиками, поэтому, когда началась процедура новой классификации, глэмпинги не сразу определились, к какому виду размещения себя отнести. Большинство примкнуло к базам отдыха. В итоге сейчас есть четыре типа средств размещения, которые подлежат классификации – гостиницы, санатории, правда, не лечебные, базы отдыха и кемпинги», - сказал он.
Из интересных начинаний в рамках реформы классификации средств размещения – механизм самооценки, которую объекты могут пройти на специальном сайте Росаккредитации.
«По статистике, прошло самооценку не более 40% от всех существующих средств размещения такого вида. Причина в том, что они объективно не приспособлены к легализации: у них нет адреса, который они могут внести в реестр, а получить его они не могут, потому что у них арендованный лесной участок, которому невозможно присвоить адрес или этим должен заниматься собственник земли. Сложилась непростая ситуация, но Росаккредитация обещала ее сгладить, введя возможность указания именно кадастрового номера», - пояснил юрист.
После 1 сентября агрегаторам и разного рода онлайн-сервисам закон запрещает рекламировать средства размещения, не вошедшие в реестр. Вопрос серьезный, так как 80% продаж средства размещения имеют через агрегаторы. Более того, агрегаторы обязали интегрироваться по API с реестром, подтягивать оттуда реестровый номер и проверять, работает он или нет. То есть это обременение еще и для самих агрегаторов.
Закон о невозвратных тарифах
Средств размещения касается и закон о невозвратных тарифах, точнее, закон о праве правительства определять виды бронирования. По словам Георгия Мохова, уже согласован в рабочей группе при Минэкономразвития проект правил предоставления гостиничных услуг, где невозвратные тарифы прописаны.
Фактический смысл нововведения в том, что, если гостиница применяет невозвратные тарифы, она обязана предоставить возможность заключения договора и по возвратному тарифу, то есть у туриста должен быть выбор с разницей в цене. Предусмотрены также льготные категории и чрезвычайные ситуации в месте нахождения средства размещения. То есть, если, например, гостиницу закроют, деньги она должна вернуть.
Следующий законопроект, который обрел движение после долгой стагнации, касается гостевых домов.
«Он пошел отдельно от реформы классификации гостиниц и не вносится в наш отраслевой 132 закон. Это самостоятельный закон, который называется «О проведении эксперимента по оказанию гостиничных услуг в гостевых домах», причем, в ограниченном количестве регионов. Сначала было три региона – Краснодарский край, Крым и Севастополь, но постепенно дошло до семи. Смысл в том, что гостиничные услуги разрешается оказывать в жилом фонде, что прямо запрещено нашим отраслевым законом – в нем есть конкретный пункт, который указывает, что закон о туризме не распространяется на жилой фонд, то есть ни на квартиры, ни на гостевые дома. Закон о гостевых домах меняет эту ситуацию», - сказал Георгий Мохов.
В гостевом доме должно быть не более 15 комнат, а проживать в них могут одновременно не более 30 граждан. Гостевой дом должен соответствовать признакам жилого дома, в частности, иметь не больше трех этажей. Но он остается жилым, соответственно коммунальные платежи идут по жилым тарифам.
«Законопроект начал движение в Госдуме. Ожидается, что к концу марта его еще раз рассмотрят, соберут обратную связь от муниципальных властей и, в зависимости от реакции, к осени могут принять. Гостевые дома будут вноситься в тот самый общий единый реестр классифицированных объектов. То есть они войдут в состав туриндустрии и составят конкуренцию малым гостиницам», - пояснил эксперт.
Еще одно крупное законодательное изменение касается деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков. С 1 марта запрещается оказание услуг экскурсоводом и гидом-переводчиком без соответствующей аттестации. При этом аттестация не касается штатных сотрудников музеев, объектов показа, туристических объектов – они аттестацию проходить не обязаны, если их деятельность не выходит за границы этого объекта.
Аттестация, как пояснил Мохов, не распространяется также на тех, кто ведет деятельность на территории объектов религиозного назначения, имеет соответствующие договоры с религиозными организациями и в принципе осуществляет паломническую деятельность. Не обязан проходить аттестацию также штатный преподаватель, если у него есть соответствующий учебный план. Изменение законодательства не касается аудиогидов и тех, кто ведет экскурсии удаленно.
Закон предполагает введение штрафов и административной ответственности за нарушение порядка оказания услуг экскурсовода и отсутствие бэйджа с QR-кодом. Как и в случае с гостиницами, контрольно-надзорная деятельность передана на уровень регионов. С 1 января они получили право принимать локальные нормативы о порядке осуществления контроля, а с 1 марта – начать сам контроль. Но для этого должны быть приняты нормативные акты на конкретной территории, то есть нет федерального порядка, только региональный.
«Очевидно, что при проведении контроля возникнет немало вопросов. Например, непонятно, как контролеру отличить сопровождающего от экскурсовода, ведь разница между ними ни в каких нормативах не зафиксирована. Одно дело, когда в автобусе сидит просто представитель туроператора и дает чисто техническую информацию, когда и где будут остановки. Но как быть в случае китайской группы, когда простой сопровождающий становится экскурсоводом или, тем более, гидом-переводчиком. Тогда нам надо аттестовать не 11 тысяч гидов-переводчиков, а все 111 тысяч», - рассуждает юрист.
Причем, в Кодекс об административных правонарушениях уже разработана, но пока не внесена поправка, которая возлагает ответственность и на физических, и на юридических лиц. То есть, штрафы предусмотрены как для тех, кто сам водит группы без аттестации, так и для организаций, которые привлекают для работы таких сотрудников, например, инструкторов-проводников в активном туре.
«Первый штраф до 100 тыс. рублей, второй – 200 тыс., причем если первый определяется местным органом власти, то второй – в судебном порядке. Штрафы, как видим, очень серьезные», - сказал вице-президент РСТ.
Еще одно небольшое законодательное новшество, которое должно пройти 25 марта первое чтение в Госдуме, касается студентов-экскурсоводов. Смысл его в том, что экскурсоводами без образования и без особой процедуры аттестации могут работать студенты туристических вузов, и они для этого проходят некую промежуточную аттестацию. Проект закона внесен по инициативе одного регионального органа власти. Как полагает вице-президент РСТ, она связана с тем, что сезон в этом году может получиться провальным, так как половина экскурсоводов не прошла аттестацию и работать будет будет просто некому.
Мохов также сообщил, что готовится законопроект об ответственности туроператоров и турагентов, если реализованный турпродукт не будет отображен в единой информационной системе «Электронная путевка».
«Депутаты предлагают штраф в размере стоимости тура, не внесенного в электронную путевку. Но туры бывают разные. Например, компания продала тур на полтора миллиона рублей в Арабские Эмираты, но его не внесла, потому что решила, что без перевозки это не турпродукт. Такой размер штрафа предлагается при первом нарушении, при повторном - оборотный штраф в размере от 1% до 3% оборота туроператора за предыдущий год. Не думаю, что пройдут оборотные штрафы, но какой-нибудь штраф вполне может быть введен, потому что большая часть туроператоров электронную путевку проигнорировала. Сведения в нее передают меньше 40% всех участников рынка. В прошлом году в эту информационную систему были переданы сведения о 5,5 млн туристов, но это совершенно не соответствует реальным объемам. У нас по выезду больше 12 млн туристов должно быть, то есть сейчас показано меньше половины объема», - подчеркнул юрист.