Механизмы города с душой: определены победители первого Всероссийского конкурса индустриального сувенира «Образы будущего»
Основная идея проекта - привлечь дизайнеров и креативных предпринимателей к созданию линейки нестандартных сувениров, важной составляющей развития промышленного туризма в российских регионах.
Жюри из 18 федеральных экспертов оценило 124 работы из 25 регионов в 8 номинациях. Победителями стали 17 мастеров, чьи работы будут экспонироваться на одноименной выставке в Череповце – металлургическом центре Русского Севера.
Первые места достались опытным авторам, чья продукция уже востребована жителями страны. По единодушному мнению, самое креативное и стилистически выдержанное решение представил дизайнер из Москвы - Глеб Чернышенко. Его коллекция свечей «Гастрономическая ностальгия», отсылающая к немеркнущим символам советского общепита - молочным «треугольничкам», банкам «сгущенки» - стала призером сразу двух номинаций.
«Минералы Тюменской области» - лучший гастрономический продукт шоколатье из Тобольска Дарьи Егоровой. «Полипропилен» из кедрового ореха, кофейно-коньячный «баррель нефти», «алмаз» из черники с перцем – сладкие «ископаемые» с локальными сибирскими ингредиентами рассказали о крае лучше любого путеводителя.
Участвовать в строительстве города с малых лет, пусть пока из снега, - идея москвича Иосифа Гриджака, победителя в номинации «Детский и семейный индустриальный сувенир», которую он воплотил в развивающем конструкторе «Снегострой».
Капсульная коллекция «Индустриальная» керамиста Натальи Подуновой из Свердловской области -отражение индустриального духа Урала. Уступы рудников стали прототипом для блюда «Карьер» и чаш «Равновесие», которые справедливо признаны лучшими в категории «Идея нового индустриального сувенира».
Полина Слуцкая - дизайнер из Санкт-Петербурга и неоднократный призер творческих конкурсов, и в этот раз представила ряд интересных работ, где промышленное прошлое и настоящее тесно и незримо связаны. Дизайн-проект «Архивная летопись» - своеобразный мост между эпохами, который поможет сохранять и популяризировать инженерное наследие городов на других носителях – модных аксессуарах, одежде. Проект взял первенство в номинации «Представительский индустриальный сувенир».
Творческий дуэт креативного предпринимателя Татьяны Савиной и художника-иллюстратора Надежды Васильевой из Карелии – первый в номинации «Вне шаблона». «Путешествие по Карелии» - интересная и отлично исполненная настольная игра о суровом крае, где зарождались системообразующие производства России.
Отдельно стоит отметить лучших в специальной номинации учредителя конкурса- Благотворительного фонда «Доброта Севера», проекты которого сфокусированы в трех промышленных центрах Русского Севера: Череповце, Костомукше и Оленегорске. Первое место присуждено Юлии Блинчевской из Вологодской области и ее подарочному «Сталь-Мылу», второе – Александру Крутикову, автору коллекции фигурок «Стальные профессии».
Приз зрительских симпатий – у команды инклюзивных мастерских проекта «Нормальные вещи». Линейка столового текстиля из льна «Смоленская крепость» - символическое соединение исторического промысла региона и стратегической роли города в качестве ключевого форпоста России, примера стойкости и героизма жителей.
Интересные идеи для коллекций одежды представлены Натальей Тихомировой из Вологды («В кружевах», эксклюзивные принты от вологодских кружевниц, 3 место), Алиной Галиевой из Свердловской области (спортивная одежда «Урал-стальной характер», 2 место), Татьяной Васильевой из Карелии («Индустриальный мерч», 3 место).
Привлечь внимание зумеров к промышленной истории и внести элемент образовательной игры предлагает Полина Слуцкая в еще одной работе - коллекции нашивок и значков «Механизм города» (2 место, Санкт-Петербург). Евгений Коменков, глава семейной артели «Северный игрушечник» из Вологды, и его замечательные деревянные миниатюры регионального транспорта 70-х годов - потрясающая экологичная серия развивающих игрушек для малышей – серебряные призеры конкурса.
Дополнительное признание получили «железнодорожные» аромасвечи петербуржца Николая Соколова. Сувениры уже сейчас можно купить в поездах «Сапсан» и увидеть в музее РЖД. Не оставили равнодушным жюри удивительные хрустальные ночники-«матрешки» Гусевского хрустального завода, блестяще выполненные творческим тандемом проекта «Моя хрустальная Русь»-Анжелой Крыжановской и художником Александром Грызуновым. Один из самых знаменитых северных промыслов – вологодское кружево обрело еще одно воплощение: коллекция 2025 года «Кружевная снежинка» ювелира Натальи Тихомировой в деталях воспроизводит плетешок, вилюшку, ажурную сетку – главные элементы, теперь уже из серебра. Еще одно нестандартное декоративное панно из дерева и кристаллов «Индустриальный пейзаж» мастера из Череповца Елены Юринской выполнено специально для Центра металлургической промышленности.
Приятно завершить обзор на «сладкой» ноте и отметить еще несколько работ-победителей номинации «Гастрономический индустриальный сувенир». Это набор трюфелей «Нефть» и десертная паста «Финифть» кондитера Алены Осиповой-Славинской из Ярославской области, а также шоколадные «шестеренки» с посланием Натальи Копаневой из города Белебей Республики Башкортостан.
Представленные работы находятся на разной стадии реализации, часть – всего лишь идея, а некоторые уже получили народное признание и коммерческий успех, но всех объединяет желание сохранить и приумножить промышленную славу страны.
- Промышленность, заводы и комбинаты — это наше достояние и мощь. Мы видим, как они становятся точкой туристического притяжения для жителей, внутренних туристов и международных гостей из других стран. Индустриальный сувенир — символ соединения промышленного начала с эстетическим и творческим потенциалом, возможность навсегда сохранить свои впечатления от посещения уникального места на Русском Севере, – говорит Елена Тополева-Солдунова, директор АНО «Агентство социальной информации», генеральный директор Благотворительного фонда «Доброта Севера», председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора Общественной палаты Российской Федерации.
- Индустриальное наследие России — это и есть подлинный, осязаемый патриотизм. Это любовь к Родине, выраженная не в лозунгах, а в уважении к труду, инженерной мысли и человеческому подвигу, запечатленным в станках, фабриках и целых городах. Промышленный туризм, который мы поддерживаем через такие сувениры, имеет колоссальный потенциал для развития территорий, - убеждена Юлия Рыбакова, председатель оргкомитета конкурса, основатель экспертного объединения «Сеть Креативного Туризма».
Проект реализуется в рамках грантового конкурса «Творчество регионов» Благотворительного фонда «Доброта Севера» в партнёрстве с Агентством социальной информации и при поддержке компании «Северсталь», организатор-куратор проекта - АНО «Центр развития креативного туризма».


