СЕО «Рентли.Тех» Артурс Зантманс: «В ближайшее время мы запускаем собственный маркетплейс услуг автопроката»

По данным Минэкономразвития, 51% туристов выбирают автопутешествия. Чаще всего это собственный автомобиль, но растет и аренда, причем предложение сильно отстает от спроса не только количественно, но и качественно. О том, как переломить эту ситуацию, мы беседуем с Артурсом Зантмансом, основателем и CEO компании «Рентли.Тех».

- Как вы оцениваете перспективы спроса туристов на прокат автомобилей и что сейчас мешает его росту?

- Спрос на аренду автомашин в России, по разным данным, в 2024 году вырос от 20% до 50% и продолжает активно расти. Много городов и регионов, где автопроката как такового раньше вообще не было, а сейчас он быстро развивается. Среди направлений с наибольшим ростом в 2025 году - Дагестан, Калининградская область, Карелия, Сахалин, Камчатка, Алтай. Востребованы и короткие путешествия выходного дня, например, по Калужской, Тульской или Воронежской областям.

Но есть большая проблема - отсутствие технологий. Люди хотят бронировать онлайн или в приложении. Через агрегаторы сейчас бронируют около 45% туров и около 31% отелей. Но арендовать машину в России онлайн так же быстро и безопасно, как авиабилет или отель, почти невозможно: много серых схем, скрытых условий в договорах, немало вопросов к оперативности обработок заявок через сайты.

С 2018 года я был одним из учредителей международного поставщика технологий для автопроката Rently со штаб-квартирой в Аргентине. В начале 2022-го решил вернуться в Россию. Ситуация здесь на рынке автопроката меня просто поразила - будто попал на 10-15 лет назад. Многие российские автопарки с сотнями и даже тысячами автомобилей ведут учет бронирований в табличке Excel.

Мы хотим изменить эту ситуацию. Внедрение современных цифровых решений позволит рынку сделать огромный скачок вперед. Наша компания «Рентли.Тех» основана в 2024 году, она полностью российская. Мы применяем международный опыт, но все технологии и программное обеспечение создали в России, используем только отечественные серверы.

- Почему российский рынок автопроката так отстал по цифровому развитию, например, от продвинутой финансовой сферы или других ИТ-направлений в туризме?

- В 2022 году наша индустрия автопроката из-за санкций в момент лишилась западного программного обеспечения и технологий. Местных решений для этого бизнеса не было. И продукт автопроката с прилавков онлайн- и офлайн-агентств сразу исчез. А российские автопрокаты остались вот с теми самыми табличками Excel, которые ни одно онлайн-тревел-агентство или агрегатор не был готов собственными силами переводить в цифру. Быстро сориентироваться смогли только каршеринг (поминутная аренда) и райдшеринга, то есть аренда несколькими людьми, которые делят ее стоимость, а в туризме в целом – такие компании, как Aviasales и «Островок», которые фактически разделили между собой рынок Skyscanner и Booking.com.

В классическом автопрокате попытки отдельных игроков воссоздать агрегатор без технологической экспертизы и, главное, без технологий, успехом не увенчались. Поэтому мы решили применить свой опыт в области управления автопрокатом и технологические компетенции в построении систем агрегации и дистрибуции этих услуг - и создали новый проект «Рентли.Тех». Ориентир для нас – российские банковские технологии и платежные системы, которые, несмотря на все санкционное давление, остаются передовыми в мире. Похожее мы хотим создать в сфере автопроката и индустрии мобильности.

- Что будет из себя представлять новый проект?

- Наш собственный маркетплейс услуг автопроката, который мы запустим в ближайшее время, - современный цифровой инструмент и для путешественников, и для b2b-партнеров. Мы предложим им white-label решения и подключение к нашей системе по API. Согласно модели white-label, мы производим технологию, а наши партнеры используют ее, но под своим брендом. Сейчас мы на финальной стадии тестирования системы, идет подключение российских и зарубежных поставщиков. Маркетплейс позволит сравнивать предложения разных автопрокатных компаний на одной онлайн-витрине – будет доступно более 2 млн машин от проверенных поставщиков в 150 странах, включая Россию. Это на 100% отечественный продукт, разработанный в нашей стране.

На старте сервиса мы покажем топ-15 городов России и топ-10 поставщиков с автопарками от 500 до 3 тысяч новых автомобилей. Выбираем партнеров очень скрупулезно: важно предоставить путешественнику качественную и безопасную услугу в плане технической исправности автомобилей, а также в бронировании, оформлении аренды, защиты персональных данных, электронного подписания договора.

Из-за новых поправок в закон о защите персональных данных более 90% отечественных автопрокатов оказались фактически в «черной зоне», так как запрашивают копии документов через мессенджеры и предоплату на личную карту. Мы же выступаем за то, чтобы этот рынок максимально обезопасить и перевести в «белый» формат – оформление аренды и оплата бронирования через нашу систему будут полностью электронными. Весь процесс займет не более 3-5 минут.

- Как вы оцениваете запрос туриндустрии на такой цифровой продукт? Готовы ли к этому агрегаторы и туркомпании? Реально ли включение автопрокатов в турпакет?

- Да, мы видим большой запрос от туриндустрии на цифровой продукт аренды автомобилей, поскольку спрос на эту услугу в России быстро растет. Оцифровка автопроката позволит объединять его с другими тревел-услугами – и включать в турпакеты, и предлагать в качестве дополнительной услуги, например, к авиабилету. Причем, продукт автопроката – комиссионный, и у него довольно высокий средний чек: 19-20 тысяч рублей и средняя комиссия от 7% до 15%. На нем можно хорошо зарабатывать. Но это станет возможным только при реализации полностью цифрового продукта.

Мы уже ведем переговоры с рядом крупных российских онлайн-тревел компаний, включая агрегаторы, авиаперевозчиков, консьерж-сервисы банков. Они очень заинтересованы во внедрении нашей системы, так что скоро на их онлайн-прилавках появится аренда автомобилей в России и по всему миру.

logo