Образовательным учреждениям, занятым подготовкой кадров для туристической отрасли, необходимо взаимодействовать с турбизнесом для согласования новых программ обучения, организации системы наставничества в период обучения. Плюс необходимы стажировки на предприятиях туризма и переподготовка преподавателей, что решило бы проблему устаревших учебных программ. Эти меры обсуждали участники заседании комиссии Госсовета по направлению «Туризм».
«Для развития туристической отрасли и привлечения молодежи в эту сферу необходимо ввести практико-ориентированное обучение преподавателей, организовывать стажировки преподавательского состава на ведущих российских и международных предприятиях, поскольку серьезная проблема в образовании заключается в недостаточном внимании преподавателей к практической части по время обучения», - сказал ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Андрей Хазин.
По его словам, необходимо создать эффективную и независимую внешнюю систему внедрения новых образовательных стандартов в туристическую отрасль, включающую мониторинг, анализ, контроль механизма воздействия и корректировки – сделать это возможно только при постоянном взаимодействии с практиками отрасли. Важна и конкуренция между образовательными учреждениями.
«Конкуренция как минимум пары десятков университетов обеспечит максимальную эффективность решения задач и существенно повысит качество образовательных программ», - добавил он.
В свою очередь, президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский отметил, что проблемой образования в сфере туризма является слабая интеграция научных практических разработок в образовательный процесс.
«Например, Минэкономразвития или корпорации развития в сфере туризма, региональные органы исполнительной власти в сфере туризма ежегодно заказывают десятки научно-исследовательских работ, включая мониторинги, стратегии развития, анализы рынка и так далее. Результаты исследований не используются в учебном процессе, что влияет на качество подготовки специалистов. Многие преподаватели не имеют доступа к современным отраслевым практикам, научным разработкам и продолжают транслировать устаревшие методы», - подчеркнул эксперт.
По его словам, необходимо обеспечить регулярное взаимодействие образования и бизнеса для согласования и уточнения новых образовательных программ.
«Нужны научно-практические конференции по развитию туризма, где бизнес делился бы с образованием новыми тенденциями, технологиями и опытом для внедрения лучших практик в образовательные стандарты», - считает Уманский.
Президент РСТ пояснил, что главные проблемы подготовки кадров для туризма сегодня актуальны и для вузов, и для средних специальных учебных заведений. Это отставание образовательных программ от современных трендов и новых цифровых технологий, таких как онлайн-бронирование, системы управления гостиницами (PMS), CRM-системы для работы с клиентами, big data для анализа спроса, искусственный интеллект для работы с запросами клиентов и маркетинга. Кроме того, в учебных программах редко уделяется внимание актуальной сегодня теме экологических стандартов или устойчивого туризма. Изменение географии въездных потоков и преобладание туристов из стран Азии и Ближнего Востока требует от студентов подготовки в сфере межкультурных коммуникаций, умения грамотно общаться с гостями разных национальностей и решать конфликтные ситуации. В том числе это касается умения работать с обеспеченными индивидуальными клиентами.