Новости
24.04.2025

РСТ: парки развлечений в России популярны у туристов, но туроператоры редко с ними сотрудничают

В 2023 году правительство включило в программу льготного кредитования объектов туристической инфраструктуры парки развлечений и аквапарки. Сейчас в России реализуются около десятка проектов водных парков и три – развлекательных. Как отмечают эксперты РСТ, в стране есть парки, популярные у туристов, но чаще всего путешественники посещают их самостоятельно. Туроператоры сотрудничают, как правило, с небольшими региональными парками. А одно из существенных препятствий для развития парков развлечений в России – холодный климат.

Самый посещаемый в России парк развлечений – столичный «Остров мечты», который недавно отметил пятилетие. С февраля 2020 года его посетили около 20 млн человек. На втором месте – «Диво-остров» в Петербурге, принимающий несколько миллионов человек в год, на третьем – «СочиПарк», где в 2024 году побывало 2,25 млн гостей.

В десятку самых популярных в России входят также «Сафари-парк» в Геленджике, «Парк киноприключений Мистер Панин» в Москве, «Ривьера» в Сочи, «Римская империя» в Геленджике, Western Park в Самаре, аквапарк «Ривьера» в Казани, «Сказка» в Москве.

Как считает эксперт РСТ, генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин, в России пока только «СочиПарк» рассчитан преимущественно на туристов, которые с удовольствием его посещают. Московский «Остров мечты тоже интересен не только жителям столицы. Но туроператоры, по его словам, мало сотрудничают с подобными объектами, их посетители, в основном,самостоятельные туристы.

Ромашкин отмечает, что для успеха предприятия должно совпасть много факторов: географические, климатические, туристические – парк должен «сесть» на уже существующий трафик, а не создавать его.

«И очень важна идея. В тот же «Диснейленд» люди идут потоком, потому что хотят прикоснуться к легенде, а не просто покататься на американских горках. В парке Гарри Поттера детям хочется волшебства, побывать в магазине волшебных палочек, где можно почувствовать себя учеником Хогвартса. И даже если они не попадут в итоге на карусель или горки, яркие впечатления все равно останутся», - считает Ромашкин.

Впрочем, в России есть пример тематического парка, правда, без аттракционов - Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге.

«Там есть идея, персонаж. Хороший парк предполагает сочетание сказочной среды, тематики и технологических фишек. В вотчине таких фишек нет, но есть Дед Мороз, и это работает. В крутом парке аттракционов наоборот – технологические фишки есть, но нет такой привлекательной темы», - заметил он.

Эксперт добавил, что в России для строительства тематических парков необходимо обратиться к зарубежному опыту, взяв за основу удачные примеры – парки Диснея и Гарри Поттера.

«Но все они, естественно, расположены в теплых местах. А Россия – северная страна: необходимо строить целиком крытый парк, как «Остров мечты», а это очень дорого. К тому же, для большого парка нужен туристический трафик. В Москве и Сочи он есть. Такой парк мог бы появиться и в Крыму. За последние 15 лет я видел два-три проекта, но ни один пока не реализован», - сказал он.

Как правило, туроператоры работают с небольшими развлекательными парками, акцентируя внимание на культурно-познавательном аспекте путешествий по России.

«Сотрудничаем с тщательно отобранными объектами, каждый из которых предлагает погружение в историю, традиции и особенности конкретного региона. Это «Русский Парк» в Переславле-Залесском, «Этномир» и «Никола-Ленивец» в Калужской области, историко-культурный комплекс «Абалак» в Тюменской области, этнокультурный комплекс «Главрыба» в Дагестане, парк «В некотором царстве» в Рязанской области. Выбираем партнеров, чей фокус смещен от развлечений к глубокому знакомству с культурным наследием.  С крупными развлекательными парками не работаем», - пояснил руководитель комитета РСТ по культурно-познавательному туризму, генеральный директор компании «Вокруг света» Александр Гагарин.

Эксперт отметил, что посещение парков интегрировано в программы туроператора с учетом событийного календаря, включая празднование традиционных русских праздников, например, Новый год и Масленица.

«При выборе также учитываем политику парка по приему организованных групп, сезонную загруженность, удаленность от крупных населенных пунктов – все это крайне важно для формирования востребованного турпродукта. Конечно, стараемся договориться о специальных тарифах. Паркам сотрудничество с туроператорами тоже выгодно – это дополнительная реклама и продвижение», - заключил Гагарин.

Как сообщили в администрации «Сочи Парка», входящего в группу Mantera, интерес к нему растет ежегодно: в 2024 посетили более 2,25 млн человек, в 2023 было 2,12 млн. Каждый год открываются новые аттракционы: этим летом появятся два семейных аттракциона – «Кочки-грибочки» и «Лесная почта».

Руководитель департамента продаж услуг и развлечений группы Mantera Екатерина Харджиева отметила, что работа с туроператорами ведется через официального представителя парка Mantera Travel: «Все принимающие компании в Большом Сочи предлагают своим гостям билеты в «Сочи Парк». Это удобно – потенциальные посетители, планируя отдых, могут заранее приобрести билеты онлайн через выбранного ими туроператора. Mantera Travel включает в свои коммерческие предложения для организованных групп возможность посещения парка на особых условиях. В течение года компания приняла порядка 5,5 тысяч человек в организованных группах, среди которых были и зарубежныетуристы. Есть пакеты для школьников и корпорантов».

В мире больше всего известны парки развлечений Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди самых крупных – около десятка парков в США, пять в Китае, два в Южной Корее, четыре в Японии, три в Европе. Совокупная посещаемость 25 наиболее популярных парков может достигать более 500 млн человек в год.

Источник:
Новости туризма
Новости

Поделиться в соц. сетях