Экскурсионные туры в страны СНГ и Грузию сейчас продаются примерно на прошлогоднем уровне или с небольшим приростом – в зависимости от направления. Безусловными лидерами в этом сегменте туроператоры назвали Белоруссию и Узбекистан, а спрос на туры в Армению и Азербайджан снизился. Одна из причин – развитие инфраструктуры и туриндустрии в целом в республиках Северного Кавказа, которые теперь привлекают все больше российских любителей активного экскурсионного туризма.
Руководитель комитета РСТ по культурно-познавательному туризму, генеральный директор компании «Вокруг света» Александр Гагарин отметил увеличение турпотока в Белоруссию и Узбекистан – на 15% и 10% соответственно. С Белоруссией расчеты идут в рублях, поэтому, несмотря на подорожание услуг, поездки остаются доступными. Цены в Узбекистане зависят от курса рубля к мировым валютам, поэтому сейчас, когда рубль укрепился, они снижаются.
«А вот спрос на Армению и Азербайджан просел. Популяризация наших курортов и достопримечательностей Северного Кавказа, создание достойной инфраструктуры привели к тому, что туристы теперь отдают предпочтение нашим регионам вместо поездок в Закавказье. Азербайджан проигрывает по стоимости услуг, там не действует карта «Мир», необходим загранпаспорт, есть сложности с перелетами. По Армении возникают вопросы, связанные с безопасностью и политической стабильностью. Грузией мы не занимаемся, так как пока не считаем страну безопасной - и в смысле проведения оплат, и в плане нахождения там российских туристов», - пояснил он.
В компании «Мастерская путешествий» похожая ситуация. Как сообщил генеральный директор Владимир Лутов, хорошо продаются туры в Белоруссию – прирост год к году составляет 10-15%, и Узбекистан – рост 15%.
«Грузия и Армении из-за напряженной политической ситуации просели на те же 15%. В прошлом году ситуация по Армении была куда лучше. Узбекистан хорошо продается, особенно после снижения курса доллара, цены в стране доступные, но перелет дорогой. Авиабилеты в Узбекистан, Армению, Грузию стоят меньше 25-30 тысяч рублей в оба конца. В Белоруссию намного выгоднее ездить на поезде. Трехдневный тур по республике обойдется в 27-28 тысяч рублей без учета дороги», - заметил эксперт.
Если курс рубля будет стабильным, интерес к Узбекистану продолжит расти, считает Лутов. В апреле-мае в стране наступает лучший сезон для экскурсий, в этот период всегда пик спроса, включая майские праздники. Направление привлекает туристов интересными достопримечательностями и хорошим отношениям к россиянам. А вот в Грузии, по словам эксперта, сейчас россияне не всегда встречают традиционную доброжелательность.
По оценке директора по развитию компании «Туртранс-Вояж» Ирины Гусаковой, Узбекистан и Грузию спрашивают на уровне прошедшего года: «К летнему сезону спрос на Грузию традиционно возрастает, так как добавляются комбинированные туры: экскурсии плюс отдых на море в Батуми. И только летом мы проводим десятидневный тур по трем регионам - Верхняя Сванетия, Имеретия, Самегрело. Опытные туристы начинают занимать места в группе за год до старта. Стоит программа 77 тысяч рублей без перелета. Туры стартуют из Владикавказа, до которого удобно добраться поездом или самолетом, оттуда – автобусом в Грузию. Нередко такая программа получается дешевле, чем тур с прямым перелетом в страну».
В отличие от коллег, у «Туртранс-Вояжа» спрос на туры в Азербайджан начал расти с конца 2024 года.
«Если раньше республика интересовала туристов только в связке с Арменией и Грузией, то сейчас картина другая: сухопутные границы с Азербайджаном закрыты и он стал привлекательным как мононаправление. Недельный тур обойдется от 58 тысяч рублей без перелета. Но популярен и наш новый комбинированный маршрут Грузия – Армения – Азербайджан. Среди стран СНГ традиционно самая популярная, как и самая доступная, - Белоруссия. Стоимость туров начинается от 19,9 тысяч рублей за 3 дня. Спрос на направление растет, но растет и конкуренция между туроператорами, поэтому стараемся предлагать сложные туры, используем «разрывные» маршруты: на поезде ставим начало тура в Гомеле, а окончание в Бресте. В этом году «Аэрофлот» планирует поставить в Минск до восьми рейсов в день, так что логистика для туристов станет еще удобнее», - подчеркнула Гусакова.