В ответ на обращение Российского союза туриндустрии (РСТ) в Федеральную антимонопольную службу ведомство разъяснило особенности рекламы туров, в программу которых входит посещение виноделен и дегустация вин.
В начале декабря 2024 года РСТ обратился в ФАС с предложением вывести продвижение винного туризма с использованием слов «вино», «винный», «винодельня» из определения рекламы алкогольной продукции, поскольку оно направлено не на призыв к покупке и употреблению алкоголя, а на посещение мест сельскохозяйственного производства в целях отдыха и знакомства с процессом создания напитков.
Как поясняется в письме президента РСТ Ильи Уманского, туроператоры, продвигая винные туры, неизбежно используют слова «вино», «винный», «винодельня» и производные от них, что вызывает опасения о возможном применении к ним санкций, предусмотренных статьей 14.3. КоАП РФ, поскольку винодельческая продукция относится к алкогольной.
В ответе ФАС, подписанном заместителем руководителя службы Андреем Кашеваровым, говорится, что согласно пункту 3 части 5 статьи 5 закона «О рекламе» не допускается демонстрация потребления алкогольной продукции. Конкретные требования к рекламе алкогольной продукции содержатся в статье 21 этого закона.
В соответствии с частью 4 статьи 2 закона специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов за исключением случая, когда реклама явно не относится к товару, в отношении рекламы которого закон устанавливает специальные требования и ограничения.
«Учитывая вышеизложенное в случае, если в рекламе винного туризма привлекается внимание к изготовителю или продавцу алкогольной продукции, на такую рекламу распространяются требования статьи 21 закона «О рекламе». При этом если объектом рекламирования являются непосредственно туристические услуги и не формируется интерес к конкретному товару или изготовителю, продавцу алкогольной продукции, такая реклама не подпадает под требования статьи 21 закона «О рекламе», - подчеркивается в письме.
В ФАС напомнили, что в соответствии с законом «О рекламе» антимонопольное ведомство осуществляет государственный надзор, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных в России в этой сфере.