Московские туристы осваивают все новые экскурсионные направления и объекты вокруг столицы и в соседних областях. На смену популярному «Золотому кольцу России» пришли города и села в Тульской и Рязанской областях. А вместо модных еще несколько лет назад сыроварен туристы выбирают фермы крокодилов и альпак, рассказали эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ).
«Помимо прежде безальтернативного «Золотого кольца» теперь есть много других интересных маршрутов. И даже на привычных направлениях появляются новые смыслы. Сейчас мы популяризируем туры в старинные тверские села Толмачи и Медное, там живут тверские карелы, можно познакомиться с их обычаями, языком, гастрономией. Хорошо идет экскурсионный тур в деревню Кондуки в Тульской области, известную Голубыми озерами и необычными «марсианскими» ландшафтами. А в Рязанской области, которая ассоциируется с есенинской темой, есть село Шумашь с гостиничным комплексом «Рыбацкая деревня» и маяком со смотровой площадкой. Или Горки Ленинские. Эта история связана с Лениным, но музейный комплекс настолько преобразился, что туристы стали приезжать повторно и уже семьями. О таких объектах люди мало что знают», - рассказал глава комитета РСТ по культурно-познавательному туризму, директор по развитию и продвижению компании «Вокруг света» Александр Гагарин.
Эксперт отметил, что также растет спрос на программы в Липецкую область. Повторным туристам, прежде всего, москвичам, интересны новые объекты, потому что они уже побывали, и не по разу, в Подмосковье и ближайших областях.
«Когда-то сыроварни были в диковинку, а теперь их так много, что надо придумывать что-то новое. Поэтому так востребованы крокодиловые фермы, на альпак едут смотреть. Нужна смена экскурсионных объектов, новые качественные объекты, и они сейчас появляются», - пояснил он.
На 3-5 дней выезжают по «Государевой дороге» между Москвой и Санкт-Петербургом, она насыщена и народными художественными промыслами, и мастер-классами, и гастрономией. Едут и в более дальние регионы.
«Делаем программу в Дагестан, но не Махачкалу и Дербент, а на юг республики, который мало известен, а там такая красота – регион сравнивают с Швейцарией. Популярной остается Белоруссия, но и туда приходится делать новые туры – страна возвратная, люди изучили классические программы, теперь хотят побывать в малоизведанных областях, запрашивают активный отдых», - пояснил Гагарин.
Относительно «Золотого кольца» он добавил, что спрос у столичных жителей средний, направление больше востребованы у гостей из регионов. В 2027 году будет отмечаться 60-летие «Золотого кольца». К этой дате входящие в маршрут города обновляют и расширяют инфраструктуру, улучшают сервис, готовят новые программы, поэтому эксперт надеется на возобновление высокого интереса к этим турам.
Как заметила директор по маркетингу компании «Туртранс-Вояж» Ирина Гусакова, экскурсионные туры из Москвы продолжительностью от 3 до 7 дней берут обычно в Северо-Западный регион. Не первый год хорошо идет Карелия с посещением Петрозаводска, экскурсиями на остров Кижи, в заповедник Кивач, парк «Рускеала».
Берут Архангельскую область. «В этом году всплеск продаж по Архангельску, туристы с интересом едут к Белому морю, в Северодвинск и Холмогоры. Из южных направлений любят экскурсионные туры в горы с канатными дорогами и трекинг-прогулками: популярен недельный тур в Адыгею, на Домбай и Эльбрус. А туры по «Золотому кольцу» мы сняли с продаж из-за низкого спроса», - сообщила она.
В компании «Ванд» подтвердили востребованность маршрутов на Северо-Запад страны: хорошо спрашивают Псковскую и Архангельскую области, Карелию, Калининград, едут на 5-7 дней.
«Москвичи едут все дальше – в Липецкую, Воронежскую, Тамбовскую области. Хорошо пошла Пенза, Нижний Новгород, Вологда, спросом пользуется Удмуртия, Мордовия. Но если брать самые популярные туры, то на первом месте будет все равно Санкт-Петербург, далее – Казань. Они отличаются очень насыщенной экскурсионной программой и отличной транспортной доступностью. Это все поездки на 3-5 дней, больше москвичи на это не тратят, чтобы оставить побольше дней на основной отпуск. Или едут в праздничные дни. А еще столичные жители хотят побывать там, где не были, поэтому последние годы активно поехали в те же Саранск, Мурманск, Астрахань», - уточнила директор российского отдела Ирина Астахова.