Российским авиакомпаниям не хватает воздушного флота, при этом ожидать быстрого прихода новых самолетов не стоит. Лишь с 2026 года авиапарк в стране начнет расти. Сейчас в распоряжении российских перевозчиков находится порядка 800 самолетов, но каждый год из строя будут выходить 50-100 бортов, сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин на VII конгрессе турагентов РСТ.
«Санкции еще не отменены, а выбытие самолетов серьезное – в прошлом году «на бетон» встали 58 судов. Следующий год еще будет нормальным, но нехватка самолетов сильно ударит по отрасли в 2027 году. Из-за дефицита самолетов туроператоры, планируя полетные программы, вынуждены выбирать: недавно обсуждали, куда и на чем лететь – в Таиланд или на Занзибар, и выбрали Таиланд как более популярное направление. Год будет непростой, ждать отмены санкций не стоит», - говорит он.
По словам эксперта, у отечественных перевозчиков «на крыле» находятся как минимум около 800 бортов, половина из которых может выполнять и международные рейсы.
«И даже если терять по 50-100 самолетов в год, мы сможем нормально летать: наш флот поддерживается, рационально распределяется. Но, по моему прогнозу, восстановление флота и маршрутов займет годы. В этой ситуации плюсом становится увеличение до 40% доли иностранных авиакомпаний на российском рынке», - подчеркнул Дмитрий Горин.
Обеспокоенность эксперта вызывает снижение роста внутренних перевозок на фоне повышения цен на авиабилеты из-за инфляции и увеличения эксплутационных расходов авиакомпаний. Из позитивных тенденций он отметил рост объемов перевозки на международных направлениях, что способствует восстановлению выездного туризма.
В то же время генеральный директор сети компаний «Розовый слон» Алексан Мкртчян считает, что проблему авиаперевозок отчасти позволяют решить зарубежные авиакомпании, которые постоянны расширяют количество рейсов и географию полетов в Россию.
Он напомнил, что авиакомпания Etihad Airways запускает прямые рейсы из Сочи в Абу-Даби, также из Сочи в мае полетит Jazeera Airways. С прошлого года трижды в неделю летала Flydubai, теперь количество рейсов увеличено до семи. В июне туда же рейсы из Шарджи запускает Air Arabia, также приходит Gulf Air, то есть количество направлений растет – это Бахрейн, Кувейт, Эмираты. И это только арабские перевозчики.
«Никто не ожидал, что с 8 мая начнут летать Vietnam Airlines, это большой шаг. Думаю, скоро в Россию полетят и саудовские перевозчики. Также в этом году надеемся на открытие для полетов аэропорта на египетском курорте Эль-Аламейн, рассчитываем и на прямые рейсы на Занзибар. А в Европу уже давно можно летать не только через Стамбул, но и с посадкой в Дубае и в Дохе, через Ереван, Тбилиси, Кутаиси. Сейчас билет по маршруту Ереван – Рим – Ереван стоит 9 тыс. рублей, Кутаиси – Милан – Кутаиси обойдется в 5 тыс. Популярные у туристов перелеты через Стамбул получаются намного дороже», - подчеркнул он.